Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В 2018 году российский оборонно-промышленный комплекс успешно справился с очередным этапом выполнения гособоронзаказа.
Кроме того, Россия сумела продемонстрировать всему миру новейшие средства вооружения, созданные руками российских оборонщиков и на десятилетия опередившие конкурентов на военно-технологическом поле.
При этом неоднократно подчеркивалось, что это оружие является средством для укрепления стабильности в мире и будет препятствовать развязыванию любых конфликтов.
Роль предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в экономике России значима, так как эти предприятия сумели сохранить в тяжелый переходный период свой научный потенциал и производственные мощности, которые в настоящее время позволяют производить высококонкурентную продукцию на мировых рынках.
В современном мире предприятия ОПК получают довольно мощную поддержку от государства в виде гособоронзаказа в рамках осуществления программы перевооружения российской армии.
Одной из целей является переориентация предприятий ОПК на выпуск гражданской продукции к 2020 г. Поэтому представляет интерес опыт зарубежных стран по организации взаимовыгодного сотрудничества предприятий ОПК и малых инновационных предприятий. Подобное взаимодействие позволяет использовать ключевые ресурсы предприятий и организаций для создания конкурентоспособной высокотехнологичной продукции как на рынке вооружений, так и на рынке гражданской продукции.
Также важно определить условия эффективности подобного взаимодействия в российской экономике.
Цель работы – рассмотреть инструменты обеспечения инновационно-технологического лидерства ОПК.
Задачи исследования:
- рассмотреть деятельность ОПК в России и за рубежом;
- раскрыть сущность диверсификации, цифровизации, промышленна революция 4.0;
- рассмотреть компании ОПК.
1. ОПК в России и за рубежом
ОПК – комплекс отраслей, предприятий и организаций, составляющих специфический сектор экономики, который предназначен для удовлетворения военных потребностей государства. Критерий выделения военного производства в составе ОПК и всего общественного производства – фактическое использование созданных товаров или услуг, независимо от их натуральной формы, формы собственности и ведомственной принадлежности предприятия. Статистика относит продукцию двойного применения к военной продукции в той мере, в какой она поступает в сферу обороны и используется в ней. Действующие в этой сфере предприятия и организации, объединяемые по ведомственной принадлежности, целевому предназначению, фактическому использованию продукции, производственно-технологическим особенностям её изготовления, наукоёмкости, форме собственности, стратегической значимости и иным признакам, важным с точки зрения принятия практических решений, имеют особые интересы.
Специфика ОПК проявляется:
1) в монополии заказчика (осн. заказчик – государство), особых требованиях к качеству и техническим характеристикам военной продукции, её высокой наукоёмкости и технологичности, долгосрочности и капиталоёмкости инвестиционных проектов;
2) в необходимости поддержания мобилизационных мощностей, запасов стратегического сырья и материалов;
3) в особенностях специализации, кооперирования и информации (секретность), порождающих пирамидальные взаимосвязи производителей, дублирование производств и научных исследований, ограничения в передаче технологий;
4) в сложностях выхода предприятий ОПК на внешние рынки вооружений. Оборонные предприятия отличаются крупными размерами; многие из них – градообразующие, обеспечивающие объекты социальной инфраструктуры.
Мощный рывок произошёл всего за шесть последних лет. Он стал возможен благодаря слаженной работе всех структур и ведомств оборонно-промышленного комплекса, который объединяет свыше 1350 предприятий и тысячи сотрудников. Положительную динамику в развитии оборонки эксперты связывают непосредственно с назначением в 2011 году Дмитрия Рогозина зампредом правительства, курирующим ОПК.
В результате если в 2012 году гособоронзаказ выполнялся примерно на 81%, то уже к концу 2013 года – на 93,4%. После подведения окончательных итогов 2017 года результат ожидается не ниже 97,5%.
Чтобы достичь таких показателей, пришлось решить множество проблем. Это и серьёзная изношенность производственных мощностей, и хроническое недофинансирование, отсутствие кооперации между оборонными предприятиями, что усугублялось, как отмечали военные эксперты, конфликтом между тогдашним руководством Минобороны, которое возглавлял Анатолий Сердюков, и промышленностью
В наступившем веке проблемы экономического обеспечения оборонной безопасности необходимо решать в комплексе и взаимосвязи с экономическим обеспечением др. видов безопасности. Реформирование экономики и некомпетентное осуществление конверсии военного производства привели к катастрофическому сокращению экономической мощи России и резкому обострению проблем технологической, оборонно-промышленной и в целом военно-экономической безопасности, внутрисистемные и надсистемные показатели которой вышли за пределы пороговых значений.
По экономическому потенциалу Россия превосходит Германию, Францию, Англию, Японию, по размерам территории – Китай и США, но степень реализации экономического потенциала у нас значительно ниже, чем в этих странах. По обобщающим показателям экономической мощи Россия сегодня слабее промышленных стран Запада. Внутрисистемные показатели военно-экономической безопасности неутешительны: ОПК существует в основном за счёт экспортных заказов, незначительны поставки рос. силовым структурам, их оружие и военная техника не обновляются со времён «обвальной конверсии». Военная безопасность поддерживается в рамках коридора пороговых значений лишь в отношении стратегических сил сдерживания. В то же время значимость показателей численности вооружённых сил и количества обычных вооружений существенно уменьшается за счёт низкой ресурсной обеспеченности. Показатели, характеризующие состояние экономической и военно-экономической безопасности страны, находятся за пределами пороговых значений.
Кроме того, благодаря настойчивости Дмитрия Рогозина была изменена система контрактации, которая исключала фиксированное ценообразование. Принятый № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», по сути, ввёл госрегулирование цен на продукцию. Закон устанавливал жёсткую дисциплину и ответственность за исполнение контрактов вплоть до уголовной. В 2015 году сфера гособоронзаказа дополнилась банковским сопровождением госконтрактов, а в 2017-м – казначейским сопровождением. Данные меры привели к тому, что общий показатель выполнения ГОЗа по оснащению Вооружённых сил в последние годы сохраняется на уровне 97,5%.
Большое внимание стало уделяться кадровому вопросу, научным разработкам и применению новейших технологий. В частности, по инициативе вице-премьера был восстановлен институт генеральных конструкторов систем вооружений. Также были организованы профильные советы ОПК по космосу, авиации, судостроению и т.д., которые, по словам Рогозина, призваны были «отвечать не за отдельно взятые самолёт, танк или пушку, а за создание целостной системы вооружения».
В короткий срок в оборонной сфере удалось повысить эффективность государственной политики. Так что к введению санкций против России в 2014 году отрасль оказалась готова. В рамках принятой программы импортозамещения был утверждён план-график и разработаны «дорожные карты». Это позволило заместить, в частности, украинскую продукцию более чем в 100 образцах вооружений и военной техники.
Более того, предприятия смогли продолжить выпуск высокотехнологичной продукции, отвечая на вызовы времени. Сегодня наиболее яркие достижения ОПК активно обсуждают зарубежные СМИ, особенно после выступления Владимира Путина. Например, ракетный комплекс «Сармат», который со временем должен заменить в войсках комплекс «Воевода», созданный ещё во времена СССР и получивший на Западе название «Сатана». Сегодня «Сармат» находится в активной фазе испытаний, которые проводят совместно Министерство обороны и предприятия ракетно-космической отрасли, в то время как авиационная гиперзвуковая система «Кинжал», не имеющая аналогов в мире, уже доказала свои возможности в действии. С 1 декабря 2017 года авиационный ракетный комплекс заступил на опытно-боевое дежурство на аэродромах Южного военного округа.
Производство ещё одного нового вида стратегического оружия – системы «Авангард» – уже поставлено на поток. Уникальность «Авангарда» в том, что система способна совершать полёты в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность с гиперзвуковой скоростью.
Оснащённость армии и флота новыми видами вооружения согласно действующей госпрограмме достигнет 70% уже к 2020 году. После этого эксперты прогнозируют рост диверсификации. А это значит, что накопленные мощности и интеллектуальный потенциал ОПК можно будет использовать в мирных целях. И сейчас уже активно обсуждаются направления, по которым в рамках диверсификации будет переориентирован российский оборонно-промышленный комплекс. Как отметил исполнительный директор «Роскосмоса» по развитию бизнеса и коммерциализации Антон Жиганов, уже на сегодняшний день 54% продукции космической отрасли – гражданского или двойного назначения.
Разработка нового оружия проходит в рамках реализации утверждённой недавно Государственной программы вооружения (ГПВ), которая рассчитана на 2018–2027 годы. Более 20 трлн рублей будет выделено на оснащение армии и флота, закупку новой боевой техники, а также на модернизацию имеющегося оружия.
Особый акцент в новой программе сделан на оснащении войск высокоточным оружием воздушного, наземного и морского базирования, беспилотными ударными комплексами. При этом, как подчеркнул Дмитрий Рогозин, «дисбаланса ни в пользу флота, ни в пользу Воздушно-космических сил не будет».
Серьёзные коррективы в программу, по словам вице-премьера, внесены на основании данных, полученных в Сирии. Например, стало ясно, что особое внимание должно уделяться разработке высокоточных боеприпасов.
Ранее, комментируя создание боевых роботов, Рогозин отметил, что все инновации в армии призваны вывести человека «из-под огня». В конечном итоге все усилия российского ОПК направлены на то, чтобы в случае военных столкновений свести человеческие потери к минимуму. А в идеале – не допустить самой возможности нарушения стратегического баланса в мире.
Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин признаёт, что состояние Российской армии «одно из лучших за последние 25–30 лет», несмотря на то что бюджет ОПК занимает 4–5-е место в мире. Эксперт уверен, что сегодня с Россией «обязаны считаться все», потому что «наши
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буренок В.М., Горгола Е.В., Викулов С.Ф. Национальная безопасность России в эпоху сетевых войн. Монография / Под общей редакцией Буренка В.М. - Издательская группа «Граница», 2015.- 192 с.
2. Ежегодник ЦАМТО-2018: статистика и анализ мировой торговли оружием *Электронный ресурс+ // Центр анализа мировой торговли оружием. – 2018. – С. 92. – Режим доступа: http://www.armstrade.org/
3. Ерыгин Ю.В., Джежора А.А. Концепция системы сбалансированных показателей в системе управления инновациями на предприятиях оборонно-промышленного комплекса / Ю.В. Ерыгин, А.А. Джежора // Вестин Сибирского государственного университета имени академика М.Ф. Решетнева - 2018. - № 1 - С. 192-196.
4. Журенков, Д.А. Развитие ОПК: Разрабатывается новая программа на 2018-2025 годы// эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере государственного оборонного заказа ФАС России [Электронный ресурс] URL: http://www.rosinform. ru/mic/692619-razvitie-opk-razrabatyvaetsya-novaya-programma-na-2018-2025-gody/(дата обращения: 26.06.2019)
5. Клабуков И.Д., Крамник И.А., Лебедев В.А. Фонд перспективных исследований в системе оборонных инноваций / И.Д. Клабуков, И.А. Крамник, В.А. Лебедев. - М.: Общественный совет председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, 2013. - 106 с.
6. Положение о департаменте оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: www.minprom.gov.ru
7. Trends in international arms transfers, 2015 / A. Fleurant, S. Perlo-Freeman, P. D. Wezeman [et al.] [Electronic resource] // SIPRI. – 2016. – P. 2-3. – Mode of access: http://books.sipri.org/files/FS/SIPRIFS1602.pdf
8. Wezeman S. T., Wezeman P. D. Trends in international arms transfers, 2013 [Electronic resource] // SIPRI. – 2014. – P. 2. – Mode of access: http://books.sipri.org/files/FS/SIPRIFS1403.pdf
9. Abreu С. Países da NATO travam cortes na Defesa [Electronic resource] // Expresso. – 2016. – January 28. – Mode of access: http://expresso.sapo.pt/internacional/2016-01-28- Paises-da-NATO-travam-cortes-na-Defesa