Фрагмент для ознакомления
2
Введение
18 апреля 1995 года военнослужащие отряда спецназа «Росич» совершили групповой подвиг. Своими действиями они отвлекли на себя тысячную группировку боевиков, тем самым спасли от уничтожения бригаду оперативного назначения, проводившую спецоперацию в Бамуте.
После остав¬ления Грозного, бли¬жайшим окружением Дудаева был разра¬ботан стратегиче¬ский план ведения партизанской войны а Чечне. Основное внимание было обра¬щено на горные рай¬оны, в особенности соседние с Ингушетией и Дагестаном, куда предполагалось отводить отряды боевиков на отдых и для пополнения воо¬ружением, боеприпасами, материаль¬ными и людскими ресурсами.
Удобные базы боевиков - пионерские лагеря, турбазы и дома отдыха, расположенные в горно-лесистой местности.
В этом плане важное место отводи¬лось Бамуту, подходы к которому при¬крыты хребтами, а окрестностях име¬ются подземные коммуникации и соору¬жения бывшей части Ракетных войск стратегического назначения, где сосре¬доточены несколько сотен боевиков, на¬дежно укрывающихся во время огневых налетов.
В ореховой роще в 1,5-2 км от Бамута расположена еще одна база боевиков. Подходы к ней заминированы. На воору¬жении отряда десять зенитных установок на автомобилях УАЗ, которые курсируют между Бамутом и Нестеровской по за¬брошенной дороге, начинающейся в на-селенном пункте Аршты.
На северной окраине Бамута на выез¬де в сторону Аршты находится еще одна группа боевиков численностью до 200 че¬ловек, вооруженных стрелковым оружи¬ем и гранатометами.
Подобных банд было несколько в тре¬угольнике Бамут — Аршты — Чемульга. Последние два села расположены в Ингу¬шетии, где под прикрытием местного су¬веренитета дудаевские рейнджеры чув¬ствовали себя вольготно.
Бамут долгое время считался чуть ли не символом не¬сокрушимости "непримиримых, ичкерийцев.
Цель работы – рассмотреть коллективный подвиг солдат и офицеров отряда специального назначения «Росич» - бой на лысой горе 18.04.1995.
1. Общая обстановка в Чеченской республике сложившаяся в апреле 1995
К началу апреля 1995 г., несмотря на заявления П.С. Грачева о том, что «война в Чечне закончена», федеральные силы не могли рапортовать об одержанной победе, и через четыре месяца после начала войны потребовалось придать им какой-то формальный статус. 3 апреля президент РФ подписал Указ № 333 «О временных объединенных силах в ЧР».
7–8 апреля 1995 г. ОМОН и ВВ МВД РФ провели операцию по «зачистке» села Самашки, сопровождавшуюся убийствами мирных жителей, грабежами и поджогами жилых домов.
12 апреля 1995 г. Государственная Дума приняла Закон «О мерах по урегулированию чеченского кризиса». Закон запрещал использование вооруженных сил в нарушение Закона «Об обороне» и создание чрезвычайных органов власти без введения чрезвычайного положения. Дума поручила правительству немедленно начать прямые переговоры с администрацией Д.Дудаева о прекращении боевых действий без предварительных условий.
17 апреля 1995 г. в Грозном начала работу Группа содействия ОБСЕ – постоянная миссия под руководством венгерского дипломата Иштвана Дьярмати. Приближалось 9 мая – 50-летие Победы во второй мировой войне. Продолжение боевых действий в Чечне могло серьезно ударить по престижу России на международной арене, так как ставило под вопрос приезд на празднование в Москву лидеров ряда стран.
27 апреля 1995 г. Б.Н. Ельцин Указом «О дополнительных мерах по нормализации обстановки в ЧР» объявил мораторий на ведение боевых действий в Чечне с 00 часов 28 апреля до 00 часов 12 мая – на время празднования 50-летия Победы во второй мировой войне. Согласно Указу, «в случае вооруженных провокаций в ЧР действия подразделений и частей временных объединенных сил, выполняющих задачи по разоружению всех незаконных вооруженных формирований на территории Чечни, определяются в соответствии с обстановкой». В селе Новые Атаги произошли переговоры по блоку военных аспектов перемирия между генералами Г. Трошевым и А.Масхадовым. Однако перестрелки между воюющими сторонами и обстрелы населенных пунктов федеральными силами велись и в период «прекращения огня». После его окончания и до середины июня продолжалось наступление федеральных сил в предгорных и горных районах.
1.2 Штурм Бамута (ход операции со схемой)
В апреле 1995 года группировке внутренних войск предстояло штурмовать Бамут. Лидер чеченцев Дудаев отводил селу особо важное место.
В Бамуте и его окрестностях была сосредоточена значительная группировка противника. По самым скромным подсчётам, в этом районе против федеральных войск собралось до трёх тысяч штыков, в том числе иностранные наёмники.
У них имелось до двадцати единиц бронетехники, около двадцати артсистем и миномётов и даже две реактивные установки «Град».
Основные силы бамутской группировки были сосредоточены в лесном массиве в районе высоты с отметкой 444,4. В Бамут шли оружие и боеприпасы, в том числе и переносные зенитные ракетные комплексы.
Сводной группе из бойцов специального назначения и разведроты была поставлена задача прикрывать с господствующей высоты группировку, в то время как основные силы будут штурмовать высокогорное селение Бамут.
Федеральными войсками были заняты господствующие высоты к 14 апреля, но это стоило тяжелых потерь. На следующий день начался ожесточенный штурм, однако село было неприступно, поэтому 17 апреля федеральные войска были отведены на исходные позиции. 18 апреля военнослужащие снова отправились на приступ Бамута. Казалось бы, успех сопутствовал федеральным войскам, однако же сразу после того, как они сумели войти в село, боевики перешли в контратаку и отбросили противника на исходную.
Рисунок 1 – Направление действий федеральных войск
Так начиналась практически годовая осада Бамута. После падения Ножай-Юрта и Шатоя в первой половине июня 1995 г. Бамут наряду с частью Итум-Калинского района оставался единственным контролируемым ВС ЧРИ участком территории Чечни.
В феврале - марте 1996 г. федеральные войска вновь предприняли масштабное наступление на Бамут, однако потерпели очередное поражение, так как боевики подготовили засады на подступах к селу, используя горно-лесистую местность как прикрытие.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Первая чеченская. Вторая чеченская; Букмастер - Москва, 2012. - 480 c.
2. Мамулашвили Николай Моя чеченская война. 94 дня в плену; Время - Москва, 2005. - 288 c.
3. Рассел Джесси Вторая чеченская война; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 206 c.
4. Рассел Джесси Первая чеченская война; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 282 c.
5. Хасбулатов Руслан Взорванная жизнь. Кремль и российско-чеченская война; Грааль - Москва, 2006. - 528 c.