Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследования правовой системы феодальной Германии историко-правовыми науками повышает правовую культуру, развивает правосознание, дает возможность лучше понять значение государственно-правовых институтов в жизни общества. Источники права Средневековой Германии повлияли на последующее развитие общественно-политической жизни, на историю и право не только Германии, но и ряда других стран.
Наибольшего успеха в правотворческой сфере императору удалось достичь в уголовном праве и уголовном процессе, нормы которых помогали господствовавшему классу противостоять растущему недовольству народа и обострению классовой борьбы. Как право использовалось феодалами для борьбы с народными массами, показывает яркий пример «кровавого законодательства» в Англии (Законы 1536, 1547 и др. гг.), которое было свидетельством аналогичной обстановки в той стране. В Германии помимо этого имелись еще ряд обстоятельств, требовавших усовершенствования материальных и процессуальных норм: рост правонарушений, резко увеличившийся объем работы в судах, малообразованность шеффенов, часто затруднявшихся в решении казусов, связанных с новыми отношениями. Понимая всю необходимость в уголовно-процессуальном законодательстве, князья, тем не менее, видели в издании общеимперского Уложения посягательство на свои суверенные права, поэтому предпринимали меры против введения единого права и процесса.
Катализатором, ускорившим унификацию права и процесса и побудившим крупных князей пойти на компромисс с императором, стала Крестьянская война 1525 г. В экстремальных условиях ширящегося движения Реформации, а затем Крестьянской войны, охвативших Германию, перед правящими кругами, всем классом феодалов встала задача подавления массы крестьянства и горожан, осуществления и закрепления реакции путем ужесточения репрессий – даже ценой уступок императору. Выразился компромисс в издании Уголовно-судебного уложения Карла V в 1532 году, в основу которого было положено Бамбергское Уложение 1507 года, т.е. местное право, при составлении которого использовался широкий круг источников. Сочетание возможности применять (наряду с общеимперскими нормами) местные обычаи с запрещением наиболее устаревших из них, усовершенствование уголовного процесса – все это сделало «Каролину» документом, который отвечал зарождению новых экономических тенденций, а также являлся своеобразной уступкой сторонников местного суверенитета центру. Она получила распространение по всей империи, что позволяет говорить о ее общеимперском характере действия, поскольку материальное и процессуальное право не только соответствовало потребностям князей, способствуя укреплению их власти, но и, разрушая старинные формы судопроизводства, мешавшие процессу первоначального накопления капитала, отражала интересы городов, бюргеров, промышленников и торговцев.
К сожалению, приходится констатировать, что подробный анализ основных институтов процессуального права, закрепленных в «Каролине» 1532 года, удалось обнаружить лишь у немногих авторов. Работа А. Шетензака «Уголовный процесс «Каролины»«, пожалуй, единственная, где рассматриваются одновременно принципы судопроизводства, стороны, учения о доказательствах. В общем виде уголовный процесс «Каролины» отражен в трудах К. Биндинга, А. Бауера, А. Дона, Е.Х. Розенфельда. Пристального внимания исследователей заслужило содержащееся в «Каролине» учение о доказательствах. Наконец, значительный интерес, на наш взгляд, представляют общие работы Ю. Глазера и Е. Шмидта, дающие своеобразный методологический ключ к пониманию процессуальных норм «Каролины».
Каролина по сей день является источником права, имеющим неоднозначную сущность, в связи с чем представляется целесообразным ее детальное изучение.
Характерные черты германского феодального права Каролины 1532 г.
До ХVI в. в Германии не существовало единого общегерманского (да и в Европе) законодательства, которое появилось лишь в 1532 г., когда была издана «Уголовная конституция Карла V», названная по латыни «Каролиной» (Constitutio criminalis Carolina). Создание этого уголовно-процессуального памятника связано с проводимой в стране судебной реформой, попыткой унифицировать феодальное право и судопроизводство. Кодекс подразделялся на 2 книги: первая состояла из 103 статей и определяла общий порядок судопроизводства; вторая – из 76 статей и говорила об уголовном праве и наказаниях. Несмотря на вроде бы общегерманский характер «Каролины», тем не менее, она сохранила за каждой феодальной землей свое феодальное уголовное право и судопроизводство. Кодекс имел лишь субсидарное (дополнительное) значение в основном для восполнения пробелов в региональных законах .
Название документа — Каролина — происходит от имени императора Священной римской империи Карла V Габсбурга в латинском переводе документа: Constitutio criminalis Carolina.
С самого начала Каролина была написана на немецком языке (средневерхненемецкий или ранний нововерхненемецкий язык) и лишь затем переведена на латынь. Полное название документа на немецком языке: «Пресветлейшего великодержавнейшего непобедимейшего императора Карла Пятого и Священной римской империи уголовно-судебное уложение, составленное, принятое и утвержденное Аугсбургским и Регенсбургским рейхстагами в 1530 и 1532 годах».
Указание на имя императора в самом тексте уложения, нехарактерное для других источников германского права той эпохи, подчеркивало значимость Каролины как общеимперского закона, а также явилось следствием становления абсолютизма в Германии, возросшей в этот период роли императорского дома Габсбургов. В XVI в. Священная римская империя представляла собой самое крупное государственное образование в мире: наряду с Германией, Австрией, Чехией, Нидерландами и Тиролем, в ее состав входила еще и Испания с ее многочисленными колониями. При императоре Карле V (1519–1556), выдающемся правителе своей эпохи, Священная римская империя переживала свой расцвет. Под его владычеством находилось около 70 королевств, герцогств и других территорий, включая отдельные острова в Индийском, Тихом и Атлантическом океанах, о чем свидетельствуют его многочисленные титулы. Не случайно поэтому современники говорили, что над Священной римской империей «никогда не заходило солнце» .
Рассматриваемый памятник права состоит из 219 статей, из которых посвящены уголовному процессу, а 77 - уголовному праву. В соответствии с Каролиной правосудие по общему правилу не могут осуществлять лица «по причине слабости или недуга, дряхлости или иной немощи», малолетние лица. Однако при необходимости это возможно, но исключительно с разрешения высшего судьи (п. 2).
Показать больше