Фрагмент для ознакомления
2
Борьба за права национальных меньшинств
Национальные меньшинства оспаривают юридическую природу границ, ибо в ее основе – компромисс между легитимацией политической власти на основе принципа самоопределения и теми нормами, которые уже действовали, когда этот принцип появился (т.е. суверенитетом и территориальной целостностью государства) .
Национальные меньшинства ставят этот компромисс под сомнение и прямо, и косвенно. Они привлекают внимание к очевидному лицемерию системы, где власть легитимируется с помощью уравнения «одна нация = одно государство», однако государственные границы игнорируют этот принцип, включая множество групп, которые идентифицируются в качестве наций. Следствием этого являются действия государств, направленные на решение проблемы национальных меньшинств, и действия националистически настроенных акторов и групп, стремящихся к автономии.
Национальные меньшинства оспаривают презумпции относительно государства и легитимации политической власти-авторитета и потому, что явно свидетельствуют: и в теории, и на практике «народ», «нация» и «государство» – несовпадающие множества, а это противоречит логике национального самоопределения. Соответственно, национальные меньшинства возвращают политику к спорам о том, кто входит в народ, а кто – нет, т.е. ставят фундаментальные вопросы о границах политии. А это имеет последствия для легитимации политической власти-авторитета по принципу договора между управляемыми и управляющими.
3 Пример отношения к национальным меньшинствам: русскоязычное население в Латвии
Для политики прибалтийских республик, в частности Латвии, сегодня характерен ряд аутентичных характеристик. Во-первых, на этническую ситуацию влияет представление доминирующего этноса о самом себе и своей роли в окружающим мире. Академическая литература называет подобные представления этническим национализмом. Подобные проявления характерны для национализма XIX в.
Во-вторых, это влияние советского периода и рефлексия советского опыта новыми национальными элитами. Дискриминирующая этнонациональная политика, таким образом, является ответом на такое советское наследие, как большое количество русскоязычного населения, языковая ситуация, наличие параллельных иноязычных институтов.
В основе государственности также лежит отрицание советского периода. Это приводит к таким проблемам, как массовое безгражданство в Эстонии и Латвии.
3.1 Исторические предпосылки сегодняшней этнонациональной политики в Латвийской республике
Русская община Латвии, как и других балтийских государствах, является неоднородной, а живущее в стране русское этнолингвистическое меньшинство-совокупность переселенцев разных исторических периодов. Одним из потоков эмиграции русских в Латвию является переселение старообрядцев XVII в., вынужденных покинуть Россию в связи с религиозным преследованием. Также необходимо выделить волну XVIII- XIX вв., когда территория современной Латвии вошла в состав Российской империи. По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 г., на территории Латвии проживали 171 000 русских, что составляло 12% от общей численности населения .
В ноябре 1918 года была образована Первая Латвийская республика. Наиболее крупными представителями этнических групп, населяющих земли новообразованного государства, были латыши, русские, евреи, немцы и поляки. Все граждане Российской империи, проживающие на территории Латвии, автоматически получили гражданство новой страны. Народам первой Латвийской республики были предоставлены равные политические права и возможности сохранения и развития своей культуры, воспроизводства национальной идентичности.
15 мая 1934 г. в Латвии произошел государственный переворот, в результате которого была ликвидирована парламентская форма правления и к власти пришел К. Ульманис. Начал реализовываться проект построения «латышской Латвии»-национального государства в этническом смысле слова. В отношении нелатышей началась осуществляться дискриминация политического, экономического и культурного характера.
Национальным меньшинством было ограничено право использования их родного языка и получения образования на нем.
17 июня 1940 г. на территории Латвии состоялись всенародные выборы. Был сформирован Народный Сейм, провозгласивший создание Латвийской Советской Социалистической Республики. Новые власти прекратили практику дискриминации национальных меньшинств. Латвия начала принимать участие в реализации советского проекта.
За годы существования Советской Латвии демографическая и лингвистическая ситуация в стране кардинально изменилась. Численность русской общины сильно увеличивалась за счет военных Советской армии и членов их семей, а также рабочих-иммигрантов. В 1989 г., удельный вес русского населения составлял 34%. Русскоязычная лингвистическая группа в этот период составляла порядка 45 % населения республики .
После распада СССР, перед латвийским обществом встала задача самостоятельно завершить процесс социально-экономической трансформации. Политическое строительство и построение государства в независимой Латвии началось на базе концепции о континуитете Первой Латвийской Республики, в ее ульманисовском, «латышском» варианте. Данная концепция была выбрана сознательно. С помощью идеи непрерывности существования Латвийской республики новая элита, образовавшаяся в результате симбиоза бывшей советской номенклатуры с латышскими реемигрантами «зараженными» реваншистскими настроениями, начала этническую мобилизацию латышской части население и подавление русскоязычных жителей. Потенциальные русские (по этническому происхождению) элиты не смогли предложить нового политического проекта, коммунистический же проект массами был отвергнут. Таким образов, советизированная русская элита полностью потеряла политическую субъектность в новой независимой Латвии. Часть этой элиты позже эмигрировала в Россию, другие перешли в позицию контр-элиты .
Новая генерация элит со временем все более и более радикализировалась, эмигрантские круги постепенно вытеснили бывших национал-коммунистов и реваншинские настроения стали доминирующими в латышском политическом дискурсе. Был взят курс на построение «латышской Латвии», в качестве социальной модели была выбрана система этнической иерархии, на верхних ступенях которой располагались латыши, а нетитульные народы, в свою очередь, ожидала судьба люмпенизированного класса.
3.2 Этнонациональная политика в Латвийской республике
Этнонациональная политика Латвии после 1991 г. считается наиболее проблемной среди Прибалтийских республик. Латвийское гражданство предоставлялось автоматически только лицам, являющимся гражданами
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гапоненко А., Гущин В. Доклад о положении русских в Латвии и о мерах, необходимых для улучшения их положения.- Рига.
2) Гапоненко А. Русская община в Латвии // Зарубежные русские общины.- Москва, 2009.
3) Полещук В., Димитров А. Континуитет как основа государственности и этнополитики в Латвии и Эстонии // Этническая политика в странах Балтии.- Москва, 2013.
4) ИТАР ТАСС. ООН потребовала от Латвии соблюдения прав неграждан. [Элетронный ресурс]- [см. 22.09.2014], доступно :http://www.baltijalv.lv/news/read/22448
5) Системный кризис латвийского общества: причины, сценарии развития, возможности преодоления // Института европейских исследований.- Рига, 2009.
6) Федотов А.Н. Национальный состав населения Латвии за 110 лет в зеркале статистики // Русские в Латвии: история и современность.- Рига, 1992.
7) Фреюте-Ракаускене М., Матулионис А. В. Идентичность русской этнической группы и ее выражение в Литве и Латвии. Сравнительный аспект // Мир России.- Москва, 2014.
8) Шерцер Р. «Проблема» национальных меньшинств//Политическая наука, 2001. С. 99 Ярве П. Советское наследие и современная этнополитика стран Балтии// Этническая политика в странах Балтии.- Москва, 2013.