Фрагмент для ознакомления
2
Эти мифы относятся к формационному природе развития истории и конечному торжеству коммунизма, роли мирового пролетариата, революции в истории человечества, месте коммунистических партий в социалистических революциях, а также вождях и следовании «священной доктрине» как руководящей идеологии в коммунистическом движении под руководством компартии .
«Догматы псевдорелигиозной основы марксизма-ленинизма» являются не политическим движением за «прогрессивное человечество», а верованием, к которому приобщаются верующие, или «прогрессивно мыслящие» в рамках «секулярной религии» 20 века – марксизма-ленинизма.
Р. Арон подчеркивает, что марксизм-ленинизм превратился в «сталинскую схоластику» и стал священным писанием коммунистов, каждый из тезисов которых подлежит безусловному принятию. История Коммунистической партии Советского Союза превратилась в священное предание, съезды Компартии и международных слет коммунистов под знаменем в рамках этого религиозного учения занял место церковных соборов. Компартия Советского Союза и ее зарубежные епархии выступают в качестве вселенской церкви коммунизма. Коммунизм как идеология не признает никакой религии, потому что сам занимает ее место. У человека, который вовлечен в том или ином виде в коммунистическое движение, появляется «священный долг», который относится к партии, государству, будущему человечества .
Коммунизм предсказывает торжество обездоленных, но спасение возможно только в рамках коммунистической партии, то есть церкви, которая «не может и не смеет ошибаться так как проповедует и воплощает в себе историческую правду .
В целом, Р. Арон выступает радикальным оппонентом учения К. Маркса. Он сравнивает марксизм с религией, показывая утопичность идей и необходимость в тираническом правлении для своей религии.
1. ТОТАЛИТАРИЗМ Р. АРОНА
Р. Арон обозначает коммунистические системы термином тоталитаризм. Он выделяет следующие пять основных признаков тоталитаризма
«1. Тоталитаризм возникает в режиме, предоставляющем какой-то одной партии монопольное право на политическую деятельность.
2. Эта партия имеет на вооружении (или в качестве знамени) идеологию, которой она придает статус единственного авторитета, а в дальнейшем - и официальной государственной истины.
3. Для распространения официальной истины государство наделяет себя исключительным правом на силовое воздействие и на средства убеждения. Государство и его представители руководят всеми средствами массовой информации - радио, телевидением, печатью.
4. Большинство видов экономической и профессиональной деятельности находится в подчинении государства и становится его частью. Поскольку государство неотделимо от своей идеологии, то почти на все виды деятельности накладывает свой отпечаток официальная истина.
5. В связи с тем, что любая деятельность стала государственной и подчиненной идеологии, любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере сразу же превращается в прегрешение идеологическое. Результат - политизация, идеологизация всех возможных прегрешений отдельного человека и, как заключительный аккорд, террор, одновременно полицейский и идеологический» .
По мнению Р. Арона, в условиях коммунистической диктатуры либеральная риторика о светлом будущем выступает простой завесой тоталитарной политической системы, когда один-единственный лидер определял судьбы всех, покрывал славой или обрекал на позор, объявлял тех, кто служил режиму, верными подданными или предателями.
Возникает искушение отбросить идеологию как шелуху и сделать вывод: если что и было подлинным — так это деспотизм, возможно, даже деспотизм одного лидера, а прочее сводилось к маскировке, которая никого не могла ввести в заблуждение.
Однако даже в таком крайнем случае было бы неверно игнорировать идеологию. Скорее всего, отмечал Р. Арон, патологические проявления деспотизма немыслимы вне рамок идеологического неистовства, даже если оно внушает большинству больше неверия, чем веры .
В советском режиме исключительное положение партии и идеологии связано с самой сутью большевизма, его революционной устремленностью. Централизация средств силового воздействия и средств убеждения связана с идеей исключительного положения партии в государстве. Огосударствливание хозяйственной деятельности есть прямое выражение коммунистического учения. Связи между перечисленными признаками легко видны. Что касается завершения — идеологического террора, он становится логичным как раз благодаря исключительному положению партии,
Показать больше