Фрагмент для ознакомления
2
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
Эффективность критериев иноязычной коммуникативной компетенции и их показателей была апробирована в ходе опытного обучения студентов педагогического направления в ФГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет». В статье описывается второй этап исследования.
Ключевые слова: обучение, процесс, формирование, деятельность, метод, педагогический, развитие, язык, компетентность.
С целью проверки сформированности иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов в рамках неформального и информального образования проводились экспериментальные исследования.
В анкетном опросе приняло участие примерно 200 студентов 1-3 курсов. Анкетирование проводилось три раза в соответствии с выделенными нами этапами формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Вначале измерялся исходные уровень иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов, второй замер производился после второго курса, третий - после третьего завершающего этапа.
Оценка уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов педагогического направления осуществлялась в соответствии с государственным стандартом и разработанными критериями. В качестве критериев эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов были выбраны:
1) степень выраженности мотивов изучения иностранного языка;
2) уровень понимания студентами иноязычной информации;
3) сформированное рефлексивных умений в процессе изучения иностранного языка;
4) способность-студентов к самоуправлению.
Результаты исследования мотивационной сферы студентов контрольных и экспериментальных групп позволяют сформулировать следующие положения. В экспериментальных группах:
1. Мотивы развития имеют тенденцию значительного повышения места: стремление развить свои интеллектуальные способности (3 место); стремление к самовыражению, само реализации (4 место); стремление к саморазвитию овладению новыми коммуникативными умениями и навыками (5 место).
2. Познавательные мотивы также имеют тенденцию повышения, показателей: получить как можно больше новых профессионально-ориентированных знаний, умений и навыков в процессе изучения иностранного языка (1 место); желание заниматься умственной деятельностью (2 место); интерес к процессу обучения иностранному языку в вузе в рамках неформального и ин формального образования (6 место).
3. Мотивы материального обеспечения имеют тенденцию снижения, что может быть, в частности, объяснено компенсирующей силой мотивов профессионального и личностного роста, а также понимаем того, что для материального благополучия одного только высшего образования недостаточно.
4. Проведенное сопоставление внешних мотивов по критерию награды показывает, что мотив перспективной награды в виде возможности «сделать, карьеру», «получить более высокий статус», относимый к будущему, выявляет тенденцию снижения показателя у студентов экспериментальных групп.
Результаты исследований уровней понимания иноязычного материала студентами до эксперимента (в % от общего числа) в экспериментальной и контрольной группах представлены диаграммой на рис.1
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания языков / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб.: Златоуст, 1999. – 388 с.
2. Колесникова И.Л. Англо-русский справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. - М.: Дрофа, 2008. – 352 с.
3. Михайловский А. В. Педагогические особенности профессиональной подготовки иностранных специалистов // Мир образования - образование в мире. - 2008. N 3. С. 113-118.
4. Рякина О.Р. Инновационные технологии обучения иностранных военнослужащих военной специальной речи: Монография. – М.: МГОУ, 2005. – С- 196 с