Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация:
В статье раскрыта проблема социальной адаптации детей с задержкой психического развития (ЗПР) и их сверстников, развивающихся нормально. Описываются проблемы адаптации и даётся полное обоснование самого процесса.
Ключевые слова:
Социальная адаптация, ЗПР, социализация, адаптация, игровая деятельность, личностное развитие, особенности детей с ЗПР.
Введение
В последнее время повышается интерес к такому феномену, как социальная адаптация, что во многом связано с его противоречивым характером. Адаптация – продолжение процесса социализации. Если рассматривать социализацию как соответствие требованиям социума, то адаптация представляет собой согласование внутреннего мира человека с социальным окружением и выработку индивидуальных стратегий реализации его потребностей. Социальная адаптация является следствием процесса становления индивидуальности личности, формирования его специфического взгляда на мир и на способы овладения предметами его потребностей.
Немалый интерес со стороны исследований представляет именно социальная адаптация детей с ЗПР, что обусловлено необходимостью в продуктивном обучении и воспитании детей данной категории, а также нормальном восприятии их здоровыми людьми [Юлдашева О.Н., 38].
Актуальность проблемы связана в первую очередь с увеличением числа детей с ЗПР. За последние пять лет в России выросло на 9,2% количество таких детей.
Так же актуальность социальной адаптации детей с ЗПР заключается в необходимости их комфортного вхождения в общество, которое не только принесет пользу таким детям и облегчит их жизнь, но и возможно принесет определенный вклад и пользу в социум. Более плотное изучение данной темы может способствовать созданию и внедрению новых технологий для работы с такими детьми.
Особенности детей с отклонениями в развитии приводят к снижению их социальной адаптации и усложняют их вхождение в общество. Изначально личностное развитие таких детей не соответствует общепринятым стандартам и эталонам, которые уже установлены в обществе.
Компенсация и обратимость нарушений у детей с ЗПР возможны лишь в условиях специально адаптированного на них обучения и воспитания.
Со стороны педагогической общественности растёт интерес к данной психологической проблематике, важно, чтобы интеграция детей с ЗПР в образовательную среду, а затем и в дальнейшие этапы жизни была комфортной и не травмирующей. Важно научить таких детей ориентироваться в окружающем их мире, излагать свои мысли и творчески мыслить, не менее важно научить ребенка взаимодействовать со сверстниками (поддержать диалог, сотрудничать, совместно играть) [Кендина Т.А., 173].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. Заведений. М.: Академия, 2011.
2. Каськова К.А. Особенности социально-психологической адаптации детей с ЗПР // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. - Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 2 ч. Под редакцией А.В. Осинцевой. 2019. С. 72-74. (elibrary.ru)
3. Кендина Т.А. Социальная адаптация детей с ЗПР // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. // Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: 2008. С. 173-174 (elibrary.ru)
4. Салихова Н.В. Психологические аспекты социальной адаптации детей с ЗПР в условиях интегрированной группы дошкольников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Салихова Наталья Валентиновна – М., 2003. – 194 с.
5. Семенова Ю.И., Сазонова С.В. Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития // Молодежная наука и современность. – 71-я итоговая межвузовская конференция студентов и молодых ученых: в 2 ч., 2006. С. 290. (elibrary.ru)
6. Юлдашева О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: Автореф. дис. … канд. социол. наук. Уфа, 2016.
7. Dixon D.R. Adaptive behavior scales: International Review of Research in Mental Retardation – 2007. – Vol. 34. – P. 99-140. (scopus.com)
8. Evans P.L.C. Inhibition and individual differences in inhibitory processes in retarded children: International Review of Research in Mental Retardation – 1982. – Vol. 11. – P. 79-122. (scopus.com)
9. Goode D. Mental retardation is dead: Long live mental retardation: Mental retardation – 2002. – Vol. 40 – P. 57-59. (данные из Web of Science Core Collection)
10. Robinson N.M. Psychology and mental-retardation: American psychologist – 1987. – Vol. 42 – P. 791. (данные из Web of Science Core Collection)