Фрагмент для ознакомления
2
Речь – это процесс выражения мысли средствами языка. Ф. де Соссюр характеризовал речь как «комбинации, с помощью которых говорящий субъект пользуется языковым кодексом с целью выражения своего личного мнения» [1, с. 34].
Речевая деятельность – это процессы «говорения» и «слушания», которые являются посредниками в переходе от системы языка в речевых текстах. В. Гумбольдт впервые рассматривал сущность речевой деятельности как взаимообусловленной корреляции двух процессов, дополняющих друг друга, из которых один распадается на фазы формирования речи – мысли и его звуковой зашифровки, а другой – противоположный по своему направлению процесс – состоит из дешифровки и последующего воссоздания мысли, опираясь на знания языка и свой личный опыт [1, с. 36].
Ведущей функцией речи является коммуникативная. В речевой деятельности она реализуется в одном из трех возможных вариантов:
1) индивидуально-регулятивная функция (функция воздействия);
2) коллективно-регулятивная функция (радио, газета, ораторское речи) – реализуется в условиях «массовой коммуникации», нет обратной связи;
3) саморегулятивная функция (при планировании собственного поведения).
В научно-педагогической литературе различаются три типа речи по характеру взаимодействия участников общения: диалог, полилог и монолог, однако данная работа посвящена особенностям обучения диалогической речи.
Определению понятия «диалогическая речь» в методической литературе уделяется много внимания. В лингвистической литературе диалогическая речь трактуется как особый вид речевой деятельности, характеризующийся ситуативностью, наличием двух или более коммуникантов, быстротой и непосредственностью процесса отражения явлений и ситуаций объективного мира, активностью говорящих в отношении выражения своего индивидуального отношения к фактам, обилием эмоциональных реакций, персональной направленностью
Н.К. Скляренко утверждает, что диалогическая речь – это «объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя, тремя (трилог) и более (полилог) собеседниками в непосредственном акте общения» [4, с. 12].
Диалогическая речь является первичной в отношении других форм общения. Анализ научных источников позволяет выделить характерные особенности диалогической речи, а именно: наличие собеседников; быстрый обмен репликами без предварительного обдумывания; смысловая взаимозависимость реплик; ситуативная зависимость реплик; лаконичность, четкость реплик; широкое использование «отработанных» в речи средств ‒ штампов; слуховое восприятие участников диалога: важность интонации, тембра, тональности и тому подобное, которые могут влиять на семантику слов, менять ее или даже полностью нейтрализовать; зрительное восприятие участников диалога (особая роль мимики, жестов и других паралингвистических средств).
Современные исследования диалогической речи почти невозможны без обращения к истории понимания сущности и к классическим разработкам его отдельных аспектов. Точкой отсчета в исследовании диалога можно считать высказывание Л. В. Щербы о том, что «монолог является в значительной степени искусственной языковой формой, и настоящее свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге» [5, с. 80]. Диалогизм как культурно-языковое явление привлекал внимание таких выдающихся гуманитариев, как М. М. Бахтин 1, Л. П. Якубинский 6, которые отмечали понимание диалога не только как формы общения, но и как основной единицы социального взаимодействия в целом. Это, так или иначе, стимулировало дальнейшую разработку указанной проблематики на обнаружение дихотомии «монолог – диалог» и первичное определение задач логико-грамматического и логико-психологического направления в исследовании диалогической речи.
В современных языковедческих исследованиях понятие диалога рассматривается в широком и узком смыслах. Диалог в широком смысле трактуется как любой функциональный вид вещания, тип коммуникации, реализация которого образует особый тип текста. Узкое понимание диалога включает несколько подходов, которые ориентируются, прежде всего, на его лингвистическую сущность и специфику сообразно с другими категориями и понятиями теории речевой деятельности.
Большинство исследователей придерживаются мнения, что к набору дифференциальных признаков данного вида речевой деятельности принадлежат ситуативность, наличие двух или более коммуникантов, персональная направленность, обязательная смена ролей адресанта и адресата, а также условие понимания языка, на котором ведется диалог [2, с. 8]. По другой классификации (Н. В. Изотова) предлагаются такие характеристики, как онтологическая (владение языком), субъективная
реактивных реплик, изученных в настоящее время в значительно меньшей степени, нежели реплики-стимулы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. – М: Художественная литература, 2016. – 543 с.
2. Вохрышева Е.В. Специфика и структура диалогических единств с идентифицирующим вопросом: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: спец. 10.02.04 «Германские языки» / Е.В. Вохрышева. – СПб: Питер, 2012. – 16 с.
3. Изотова Н. В. Диалогическая коммуникация в художественной прозе А. П. Чехова / Н.В. Изотова. – Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006. – 287 с.
4. Скляренко Н. К. Обучение речевой деятельности на английском языке в школе: пособие для учителей / Скляренко Н. К., Онищенко Е. И., Захарова С. Л. – М: Высшая школа, 2009. – 150 c.
5. Щерба, Л. B. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. – СПб: Питер, 2014. – C. 78-98.
6. Якубинский, Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование/ Л. П. Якубинский. – М: Просвещение, 2016. – 58 с.