Фрагмент для ознакомления
2
Ключевые слова: речевое развитие, дошкольный возраст, связная монологическая речь, общее недоразвитие речи, диалогическая речь, творческое рассказывание, связная речь дошкольников.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в контексте ФГОС. Выдвинута гипотеза о методе проектов, как эффективном средстве развития связной монологической речи.
Фундаментом современного мира является постоянно изменяющаяся информация, которая требует гибкости мышления от каждого человека. В связи с этим перед сферой образования ставятся новые задачи, направленные на то, чтобы адаптировать ребенка к миру.
Одним из главных показателей общего развития ребенка является развитие монологической речи. И если с детьми, у которых не выявлено никаких нарушений, все понятно (в образовательной среде множество методик, которые уже показали свою эффективность), то с детьми, у которых есть нарушения, все намного сложнее.
Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой такое нарушение речевого развития, при котором у ребенка недостаточно сформированы словарный запас, грамматическое оформление и фонематический слух [1, с.39].
ОНР может проявляться как в полном отсутствии речевых средств общения, так и единичными нарушениями устной речи.
Среди признаков ОНР можно отметить:
- позднее появление первых словарного- бедный лексический запас (несоответствующий возрасту)
- стойкие грамматические ошибки
- нарушение фонематического слуха
- затруднения при произношении звуков
- затруднения при построении монологической речи.
Таким образом, у детей с ОНР в любом случае страдает коммуникативная функция. Это, с одной стороны, связано с тем, что уровень связной монологической речи играет огромную роль для дальнейшей успешности обучения в школе детей старшего дошкольного возраста, а с другой стороны особенности развития речи и психики детей с общим недоразвитием речи ограничивают возможность развития данного вида речи без специального обучения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. - 2017 . -с.38-44;
2. Бадалян, Н. Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников [Текст] / Н. Р. Бадалян // Молодой ученый. - 2018. - № 17 (203). - С. 271-273.
3. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие [Текст] / О. А. Бизикова. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 235 с.
4. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т. Г. Визель. - М. : Академия, 2005. - 390 с.
5. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 2011. - 640 с.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 480 с.
7. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2014. - 312 с.
8. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М., Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : Аспект - С, 2004. – 319 с.
9. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л. С.Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. - М. : АРКТИ, 2006. - 96 с.
10. Мамаева А.В. Деятельность учителя логопеда по разработке адаптированных образовательных программ: учебное пособие. [Текст] / Красноярск, 2019. 300 с.
11. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.