Фрагмент для ознакомления
2
РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация: В последнее время в нашей стране растут признаки девиантного поведения у несовершеннолетних, что влечет к росту детской преступности. Проблема девиантного поведения подростков напрямую взаимосвязана с вопросами понимания и контроля эмоций, то есть с сформированным эмоциональным интеллектом, что обуславливает актуальность темы. Целью работы явилось изучение роли эмоционального интеллекта в формировании девиантного поведения подростков.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, девиантное поведение, правонарушения несовершеннолетних, девиантные подростки.
Эмоциональный интеллект – это способность действовать в согласованности с внутренней средой своих чувств и желаний, способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза, совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность субъекта эффективно справляться с требованиями окружающей среды[8, с. 111]. Основными характеристиками эмоционального интеллекта служат восприятие и понимание эмоций, управление ими. Эти характеристики проявляются как в отношении собственных эмоций, так и в отношении эмоций других людей.
На данный момент сложилось дифференцированное представление о структуре эмоционального интеллекта. В большинство моделей включены такие характеристики эмоционального интеллекта, как восприятие и понимание эмоций, управление ими.
По мнению М.А. Нгуен, эмоциональный интеллект связан с четырьмя основными типами способностей, которые означают:
1. точность и правильность оценки выражения эмоций как собственных, так и других людей;
2. когнитивный синтез эмоционального опыта;
3. восприятие, понимание и осмысление эмоций;
4. регуляция эмоций своих и других людей с целью адаптации к ситуации [9, с. 34].
В модели Р. Бар–Она, в которой эмоциональный интеллект рассматривается как черта, выделены следующие компоненты:
1. Познание себя: осознание собственного эмоционального состояния, самоактуализация, эмпатия и др.
2. Познание окружающих: межличностные отношения, социальная ответственность, эмпатия и др.
3. Адаптация: приспособление эмоций к преображающимся условиям действительности, гибкость, реалистичность и т. д.
4. Стрессорегуляция: стрессоустойчивость, контроль непроизвольных эмоций.
5. Общее настроение: оптимизм, счастье [3, с. 54].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой и Б.В. Шостаковича. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. – 464 с.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–87.
3. Выскочил H.A. Детерминанты уровня эмоционального интеллекта / H.A. Выскочил // Казанский педагогический журнал. – 2009. – № 11–12. –С.123–129.
4. Гриднева О.В. Сравнительный анализ эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем склонности к проблемному поведению / О.В. Гриднева // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 16(16) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sibac.info/journal/student/16/84352 (дата обращения: 29.04.2020).
5. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Давыдова Юлия Викторовна; [Место защиты: Рос. ун–т дружбы народов]. – Москва, 2011. – 22 с.
6. Зубенко В. Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика / В. Зубенко// Основы безопасности жизнедеятельности. – 2002. – №4 – С. 42–45.
7. Кошенова М.И. Уровень интеллектуального развития как предикатор формы девиантного поведения подростков / М.И. Кошенова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2018. – № 2. – С. 102–112.
8. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
9. Нгуен М.А. Роль эмоционального интеллекта в становлении личности студента–профессионала / М.А. Нгуен // Профессиональное образование. Столица. – Новые педагогические исследования – 2007. – № 5 – C. 137–140.
10. Этиология девиантного поведения: (социол. анализ): курс лекций / А. П. Михайлов, С. В. Сергиенко. – Майкоп, 2010 – 234с.