Фрагмент для ознакомления
2
Сейчас бесплодие во многих случаях является причиной обращения граждан за специализированной медицинской помощью в различные клиники и медицинские центры. Это влечет необходимость выработать четкую нормативно–правовую базу, которая регулировала бы права и обязанности субъектов данных правоотношений, органов ЗАГС и государства в том числе. С учетом того, что специального законодательства о ВРТ нет, очевидным становится незащищенность прав граждан в данной области. Очень большое количество женщин не могут забеременеть в связи с наличием у них каких–либо патологий, врожденных пороков в развитии, непроходимости маточных труб, хронических заболеваний и по иным причинам. И для того, чтобы стать матерью и познать все радости материнства, такие женщины могут использовать возможность произвести оплодотворение искусственно, то есть применить вспомогательные методы репродукции.
В настоящее время репродуктивные технологии являются способом преодолеть бесплодие, при которых зачатие и некоторые этапы развития эмбриона производятся вне организма человека. Но, к методам ВРТ обращаются и одинокие женщины, не страдающие серьезными болезными репродуктивной сферы. Искусственное оплодотворение не является методом лечения, а мотивом его проведения все чаще становится только желание женщины иметь детей.
Репродуктивные права – это права, которые представляют собой возможность иметь детей, либо не иметь их, право избегать деторождения. Репродуктивные права можно определить B качестве прав, которые связаны с реализацией разных вопросов продолжения рода, в том числе с принятием решения о зачатии ребенка, количества детей, времени между их рождениями. Как видим, через репродуктивных правы человек непосредственно реализует право на жизнь, закрепленное B Конституции РФ. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона являются разновидностями методов трансплантации тканей и органов человека, которые давно и довольно успешно используются на практике. Для этого граждане обращаются B специализированные медицинские учреждения. И такие случаи являются довольно частыми, что обуславливается целым рядом причин, например, плохой экологией, состоянием здоровья и пр. Существующая ныне нормативная база, регулирующая применение методов искусственной репродукции, создает некий барьер с той целью, чтобы указанные медицинские услуги оказывались только нуждающимся в них гражданам [6, c. 13].
Так, подготовка и обследование пациентов для применения ВРТ производится в рамках оказания им первичной специализированной медико–социальной помощи, в том числе и высокотехнологичной. Обследование женщины может производиться только в специальных медицинских организациях, которые имеют лицензию на проведение медицинской деятельности, производство соответствующих работ. Обследование мужчины, который дал согласие на применение ВРТ, производится в тех медицинских организациях, которые имеет лицензию в области урологии и разрешения на проведение всех необходимых манипуляций. Любые действия, которые совершатся B рамках программы суррогатного материнства, никак не должны ущемлять права и интересы рожденного B этом случае ребенка, а также права и интересы собственных детей суррогатной матери. На самом деле указанные проблемы вытекают из приоритета носившей ребенка женщины и тех требований, которые она может предъявить после рождения ею ребенка. Несмотря на то, что указанные выше положения периодически пересматриваются, но все же имеющиеся сложности делают суррогатное материнство самым уязвимым в правовом смысле видом ВРТ.
Социальные проблемы суррогатного материнства заключаются во влиянии факта суррогатного материнства на развитие семей, B доступности этого метода ВРТ. Коммерческий компонент здесь урегулирован законодательством, которое разрешает либо запрещает какие–либо выплаты суррогатной матери. Это изменяет возможное количество таких женщин и ограничивает их мотивацию. Так или иначе, суррогатное материнство – это программа вспомогательных репродуктивных технологий, которая выполняется только по медицинским показателям. Она не может применяться ни при каком варианте «социального бесплодия», которое вызвано простым нежеланием здоровых женщин вынашивать своего ребенка. Суррогатное материнство на коммерческой основе можно назвать видом женской занятости, поскольку сейчас предложений стать суррогатной матерью очень и очень много.
Несмотря на существующие дискуссии о моральных и этических аспектах суррогатного материнства сами вынашивающие детей женщины относятся к такой деятельности как к работе, за которую они получают довольно хорошую оплату, а потому они готовы выполнять ее не один раз. Как видим, все расходы, связанные суррогатным материнством, перекладываются на юридических родителей. Это является особенностью рассматриваемой программы ВРТ. Быстрое развитие вспомогательных репродуктивных технологий значительно опередило экономические возможности населения России, а также социальные возможности, как в случае с иными заболеваниями. Отдельного внимания требуют морально–психологические и социально–экономические проблемы, которые связаны с уважением человеческого достоинства, сохранением его генетического материала, а также с необходимостью обеспечить нужный уровень медицинской помощи. Когда беременность невозможна по определенным медицинским показаниям, то концепция репродуктивных прав граждан подменяется на концепцию родительских прав, то есть воздействие оказывается не на причину (бесплодие), а на ее последствие – бездетность.
Сейчас усыновление и репродуктивные технологии фактически противопоставлены друг другу в социальной политике России и мнении общества. Лечение такой болезни, как бесплодие, требует государственного регулирования, так как оно затрагивает не только потенциальных родителей, но также и их будущих детей. Контроль репродуктивных технологий осуществляется специальным законодательством либо посредством руководящих отраслевых принципов, которые разрабатываются компетентными органами здравоохранения, а также через рекомендации соответствующих профессиональных объединений. Нестабильность существующей правовой системы ставит врачей, родителей и детей в двойственную ситуацию, что затормаживает развитие практики применения вспомогательных репродуктивных технологий.
Наиболее острые проблемы существуют в таких программах, как суррогатное материнство, клонирование, репродуктивное донорство, редукция эмбрионов и пр. Несмотря на то, что сейчас существует правовая база, можно сказать, что применение ВРТ в России урегулировано не в полной мере, так как имеются вопросы, которые не урегулированы ни b одном из существующих нормативных актов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14–ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410
2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// «Парламентская газета», N 50, 24.11–01.12.2011
3. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326–ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»// «Российская газета», N 274, 03.12.2010
4. Афанасьева И.В. Правовая природа и содержание договора суррогатного материнства // Медицинское право. 2015. N 4. С. 39 – 42.
5. Афанасьева И.В. Правовое регулирование суррогатного материнства / И.В. Афанасьева // Медицинское право — 2007 №2 (18)
6. Бабаджанов И.Х. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона: проблемы правового регулирования //109 Юридическая наука: история и современность. 2012. № 10. С. 7-21.
7. Степанян Ш.У. Медицинская услуга – специфический объект правового регулирования в российском законодательстве // Медицинское право. 2015. N 6. С. 13 – 16.
8. Саввина О.В. Влияние «репродуктивного туризма» на законодательство, регулирующее суррогатное материнство // Lex russica. 2018. N 2. С. 140 – 147.
9. Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В. Социальные договоры в праве: монография. М.: Проспект, 2017. 480 с.
10. Шапиро И.М. Сравнительно–правовой анализ условий договоров суррогатного материнства и возмездного оказания услуг // Семейное и жилищное право. 2018. N 3. С. 19 – 22.