Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация:
В статье раскрыт вопрос о психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки. Описано использование соответствующих методик, которые могут способствовать правильному выбору профессии и осознанию своих предпочтений, умений и ценностей.
Ключевые слова:
Профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение, модель психолого-педагогического сопровождения, акмеологический подход, констатирующий эксперимент.
Было подготовлено исследование касательно психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Провели исследование на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № XX».
Как цель исследования выступила необходимость определить на сколько результативна модель псих-пед сопровождения.
В качестве гипотезы было предположено, что сам процесс псих-пед сопровождения профессионального самоопределения будет успешным в случае реализации системы мероприятий, основанной на акмеологическом подходе, принципах детерминации, субъектности, системности, также применение вариативных форм по взаимодействию с субъектами образовательного процесса, который предполагает следующие психологические механизмы: рефлексия, антиципация в наблюдениях, идентификация, моделирование, дискуссии и мысленное представление/проигрывание будущей профессиональной деятельности.
Достигали цель через следующие задачи: установление уровневой характеристики по профессиональному самоопределению у старших подростков; разработка модели псих-пед сопровождения; проведение апробации модели.
Для эмпирического исследования было создано две выборки: экспериментальная и контрольная. Во время проведения исследования на первом этапе создали резервную выборку из респондентов, отобрали инструменты для диагностики и программы, необходимые для математико-статистической обработки данных. В дальнейшем провели констатирующий эксперимент и описали уровневую характеристику профессионального самоопределения.
Как диагностический инструментарий выбрали такие методики:
1. Опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардова, целью методики является осмысление способностей и интересов;
2. Методика «профессиональная готовность», автор А.П. Чернявская, через неё можно определить уровень готовности совершения адекватного профессионального выбора;
3. Эссе «Мой профессиональный путь», через него возможно определить осмысление собственных интересов и возможностей, планирования, представление об идеальной модели профессионального пути;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркадьев, А.А. Тесты по профориентации учащихся / А.А. Аркадьев. – М.: Современная школа, 2018. – 272 с.
2. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Педагогика, 2016. – 394 с.
3. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 496 с.
4. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. – Москва: Народное образование: Школьные технологии, 2012. – 176 с.
5. Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2016. – 252 с.