Фрагмент для ознакомления
2
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Несколько десятилетий назад слово «терроризм» казалось далеким и не имело никакого отношения к обычным людям, особенно детям.
Сегодня это слово прочно вошло в лексикон, а террористическая угроза стала повседневной реальностью. Перед государством стоит актуальная задача - защитить подрастающее поколение от этой страшной угрозы.
Организация антитеррористической работы образовательного учреждения включает в себя целый комплекс мероприятий по укреплению материальной базы учреждения, систематические профилактические мероприятия по повышению бдительности персонала и формированию умения действовать быстро и адекватно в случае террористической угрозы.
Термин «безопасность» означает «отсутствие опасности», то есть отсутствие какой-либо угрозы личности, обществу и государству. Безопасность - это состояние защиты жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз. [2]
Полное развитие человека возможно только при удовлетворении потребности в безопасности, если его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на его собственное развитие. При этом важно, чтобы комплекс мер, принятый для защиты обучающихся от террористической угрозы, не оказывал давления на неокрепшую детскую психику, не вел к расстройствам личности и формированию фобий. Так, в сентябре 2020 года в городе Ишим Тюменской области учителя пошли на сомнительный эксперимент, в ходе которого на урок ОБЖ к пятиклассникам ворвались люди в масках и объявили о захвате заложников. В результате одному из учеников потребовалась скорая неотложная помощь, родители нескольких учеников обратились за психологической помощью позднее [5]. Поэтому при разработке методического курса в рамках антитеррористических мероприятий, направленного на то, чтобы научить школьников правильно действовать в экстремальных ситуациях необходимо учитывать их возрастные психологические особенности.
Контртеррористическая безопасность в образовательном учреждении обеспечивается рядом мероприятий, совместно осуществляемых с администрацией, местными властями и правоохранительными органами, и достигается за счет реализации следующих основных мероприятий:
1. Организация физической безопасности учебного заведения. Она осуществляется с привлечением вооруженных сил вневедомственных служб безопасности внутренних органов, частных охранных предприятий, имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности, выданную внутренними органами.
Такая защита решает следующие задачи [4]:
Контроль и безопасность объекта и его территории с целью своевременного выявления и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;
Осуществление контроля доступа, исключающего несанкционированный доступ граждан и оборудования на объект;
Защита сотрудников и обучающихся от насильственных действий в учебном заведении и на его территории.
2. Психологическая безопасность образовательной среды - ведущий компонент, влияющий на психическое здоровье субъектов образовательного процесса. Психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействиях и способствующее удовлетворению основных потребностей в личном конфиденциальном общении, создающее эталонное значение среды и обеспечивающее психическое здоровье ее участников. Психологическая безопасность человека и окружающая среда неразрывно связаны и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека в отношениях с окружающей средой.
Существенным показателем психологически безопасной образовательной среды является эмоциональное благополучие и компетентность всех субъектов образовательного процесса, что является необходимой предпосылкой для эффективного личностного развития участников образовательного процесса [3].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афонин С.А., Вартанова Е.Л., Зинченко Е.П. и др. Современный терроризм и борьба с ним: социальное и гуманитарное измерения. - М .: МНЦМО, 2017. - 216 с.
2. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практ. пособие / под ред. И.А. Баева. СПб .: Речь, 2016.
3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб., 2020. 271
4. Люсова О. В. Психологическая безопасность образовательной среды и субъективное благополучие студентов // Природные системы и ресурсы. 2015. № 2 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-i-subektivnoe-blagopoluchie-obuchayuschihsya (дата обращения: 31.10.2020).
5. Инсценировка захвата террористами ишимской школы вызвала скандал URL: https://www.mk.ru/social/2020/09/09/inscenirovka-zakhvata-terroristami-ishimskoy-shkoly-vyzvala-skandal.html (дата обращения 08.11.2020) ОПУБЛИКОВАН В ГАЗЕТЕ "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ" №28360 ОТ 10 СЕНТЯБРЯ 2020