Фрагмент для ознакомления
2
Статья на тему: «Коммуникативные особенности чаепития: традиции и современность»
Введение. Актуальность работы состоит в том, что сегодня чай по-прежнему является ведущим напитком. Кроме этого почти во всех странах мира существует своя особая чайная церемония. Нужно отдать должное чаю, именно он своим ароматом и благородством способен настроить любую встречу на нужный лад.
Черный чай с долькой лимона способен собрать в тесный круг близких друзей или способен сблизить первоначально незнакомых людей. Таких примеров можно привести целое множество. Именно по этой причине во многих организациях вводится понятие о коллективном чаепитии.
Кроме этого нельзя забывать, что во всем мире приняты остановки на чаепитие. Во время сложных переговоров или тренинга чашка крепкого чая способна не только взбодрить участников мероприятия, но и способна создать среди них особые доверительные отношения. Такой душевный настрой может помочь прорвать первоначальное недоверие и повести общение в духе и русле конструктивного общения [1, с. 45].
Здесь нужно сказать, что чай всегда был коммуникационным напитком. Чашка чая в компании хороших знакомых всегда располагала к беседе. Примечательно, что такая коммуникационная направленность чая имеется в любой культуре. В Европе, Азии или на Востоке чай – это семейный напиток. За чашкой чая легко собираются все члены семьи или коллеги на работе. Более того, чай может стать поводом для формирования дружеских отношений и т.д. [4, с. 33-34]
Важно напомнить, что как в Америке и Европе, так и в России, существует устоявшаяся традиция устраивать посиделки с обязательным чаепитием во второй половине дня. Как правило, это устоявшийся промежуток между обедом и ужином. При этом точное время встречи может блуждать в рамках оговоренного промежутка между приемами пищи. Исключением из этой традиции является Англия. Англичане устраивают чаепитие в строго определенное время. Как хорошо известно, из литературы и кинофильмов – это пять часов вечера.
Однако нужно отметить, что чаепитие может устраиваться по разнообразным поводам. Исходя из данных поводов, можно судить о коммуникационных особенностях каждой из таких встреч [2, с. 50-51].
А теперь рассмотрим чаепития по разным поводам. Ведь хотя все они организуются по уже известным общим правилам, каждое из них имеет свои особенности.
Семейный чай. Нужно признать, что это самый важный вид чая для человеческой коммуникации. Во время такого чаепития за одним столом собираются все домашние. Разговор за столом может вестись на абсолютно любую тему [1, с. 56-57].
Нужно заметить так же, что семейное чаепитие способствует сплочению семьи. Все члены семьи, собравшись в одном помещении, за одним столом по настоящему чувствуют себя одной семьей. Социологи установили, что все счастливые семьи с доверительными отношениями имеют такую традицию. Семьи, в которых нет доверительных отношений, не имеют такой традиции.
Психология считает, что чаепитие является не просто важной традицией или объединяющей традицией. Чаепитие – это мощный магнит который способствует сплочению семьи. При этом во время чаепития наблюдаются эффекты раскрытия всех членов семьи. По сути, чаепитие позволяет членам семьи в окружении раскрыться и выговориться друг другу. При этом члены семьи могут получить необходимую поддержку друг от друга [3, с. 39-40].
В плане коммуникации семейное чаепитие предполагает самое широкое понимание. Члены семьи обсуждают любые темы. Примечательно, что разговор по традиции начинает и ведет глава семьи. Второй взрослый может корректировать разговор, внося в разговор то или иное разнообразие. Дети так же участвуют в коммуникации. Обычно они рассказывают о своих успехах в учебе. Родители или взрослые, как правило, разговаривают о рабочих вопросах или обсуждают домашние дела. Так же родители обсуждают детей. Во время такого чаепития принято делиться своими ожиданиями, пожеланиями на будущее [4, с. 62].
Чай на работе. Другое название такого чаепития – «ти-брэйк». Такое чаепитие можно назвать обычным рабочим перерывом между делами. Данное чаепитие регламентировано по времени. Обычно оно должно занимать не больше 10-15 минут. Здесь чаще всего сотрудники пьют чай молча. Такой перерыв используется для обдумывания заданий и поиска оптимальных способов решения заданий [1, с. 60-61].
Однако, если «ти-брэйк» получается наполненным коммуникацией, то здесь возможны такие варианты. Во-первых, сами сотрудники могут обмениваться мнениями о решении той или иной проблемы. Во-вторых, перерыв может использоваться сотрудниками для обсуждения решений руководства, а так же для обсуждения других коллег по работе. Можно сказать, что чаще всего это просто обмен и обсуждение сплетен [3, с. 66].
В-третьих, чаепитие на работе так же может быть представлено, как встреча с руководителем. Здесь коммуникацию ведет руководитель, который сам определяет тему разговора и ее длительность [2, с. 77].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова И.В., Соловьева Е.А. Чай. История и традиции употребления. – Казань: Проспект, 2017. – 393 с.
2. Иванов В.М., Бахтин Н.С. Культура употребления чая. От Европы до Азии. – Кострома: Азимут, 2018. – 612 с.
3. Корнеева М.А., Подгорная А.В. Чай и чайные традиции. От древних времен до наших дней. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 676 с.
4. Лобанова Т.Е. Национальные традиции чаепития. – Самара: Формула, 2019. – 536 с.