Фрагмент для ознакомления
2
Статья
«Состояние теневой экономики в ЛЗП: тенденции, причины, направления снижения»
В настоящее время существование теневой экономики характерно для всех отраслей народного хозяйства страны.
Теневую экономику можно определить как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы государственного регулирования, налогообложения или надзора.
По данным 2017 года Россия вошла в пятерку крупнейших теневых экономик, заняв четвертое место в рейтинге, куда включены 28 стран. Объем теневой экономики в России составляет 33,6 трлн. рублей, или 39% от размера прошлогоднего ВВП страны. По этому показателю Россия занимает четвертое место в мире. Об этом говорится в новом отчете Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA) .
Таким образом, показатель теневой экономики в России — один из самых высоких в мире, он почти на 84% выше, чем в среднем по миру. Больший объем теневой экономики лишь у Украины (46% от ВВП, или 1,1 трлн. грн.), Нигерии (48% ВВП) и Азербайджана (67% ВВП). На пятом месте расположилась Шри-Ланка с показателем 38%. Наименьшие показатели объема теневого сектора по итогам 2016 года зафиксированы в США (7,8% ВВП), Японии (10%) и Китае (10,2%).
Согласно докладу Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП) "О неформальной экономике" во время кризиса 2008-2009 годов и последующей стагнации экономики теневая экономика начала расти, что свидетельствует о том, что сложное экономическое положение и безработица стимулируют теневую деятельность .
В период до 2025 года теневую экономику во всех отраслях народного хозяйства России (сельское хозяйство, лесозаготовки) будут поддерживать прежде всего факторы экономической группы. В пятерку важнейших из них включены высокие налоги на лесозаготовителей (сегодня предприятия лесопромышленного комплекса находятся в неравных конкурентных условиях. Крупный бизнес в лесном производстве имеет намного больше налоговых нагрузок, чем малый. Так, например, при общих одинаковых условиях на рынке (по стоимости продажи леса) одни вынуждены платить НДС 18%, другие нет, то есть крупное предприятие уже изначально получает меньше вырученных средств), рецессия в местных экономиках, замедление мировой экономики и легкость работы в неформальном секторе. Среди бизнес-факторов главными были признаны увеличение давления на лесной бизнес, жесткая рыночная конкуренция и увеличение числа независимых работников; среди социодемографических — рост безработицы, повышение уровня бедности, ограниченный доступ к образованию; среди социальных — повышение уровня коррупции, отсутствие в сознании «категории вины» и низкий уровень выявления неформальной экономической деятельности.
Однако сегодня основную ответственность за развитие теневой экономики в стране несет правительство. На втором месте по исследованиям ACCA присутствуют граждане, которые должны либо воздерживаться от неформальной экономической деятельности, либо уведомлять о ней органы власти.
Для властей в вопросе сокращения теневого сектора первоочередными должны быть следующие задачи:
снижение уровня коррупции,
легализация отдельных секторов теневой экономики и их интеграция в легальную экономику;
повышение прозрачности государственного управления,
усиление контроля в сфере уклонения от уплаты налогов (в частности, крупными корпорациями),
использование технологий для мониторинга используемых населением моделей потребления и выявления незаконной деятельности
выработка более унифицированных законодательных норм.
На уровне стратегий сегодня обозначается пять основных направлений борьбы с теневой экономикой в ЛЗП:
- увеличение числа транзакций, которые должны осуществляться через электронные платформы;
- усиление надзора над компаниями для обеспечения соблюдения законодательства;
- снижение уровня безработицы;
- увеличение инвестиций для создания возможностей для маргинализированных слоев населения;
- усиление спецслужб для выявления правонарушителей.
Одной из главных проблем для российской экономики сегодня является именно теневой сектор. Он искажает показатели экономического роста страны. Бюрократические системы могут функционировать по одному из трех принципов — конкуренция, принуждение или коррупция, и в России именно последняя лежит в основе механизма работы. Это связано с большой занятостью населения в неформальных секторах экономики.
По оценкам Росстата, скрытый фонд оплаты труда в стране (это доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе) постоянно растет: с 2011 года он увеличился с 6,3 трлн. руб. (10,6% ВВП) до 10,9 трлн. руб. (13,4% ВВП) в 2015 году.
В то же время Росстат отдельно раскрывает показатель неформальной, но не криминальной занятости. В 2016 году теневой сектор охватывает приблизительно 40% занятого населения , именно такая доля сотрудников работают или подрабатывают и при этом не платят налоги.
При этом лесная промышленность России – отрасль, в значительной мере ориентированная на экспорт, в том числе, это касается и лесозаготовки: за рубеж вывозится как круглый лес, так и древесина, подвергнутая обработке (полуфабрикат). Поэтому развитие данного сектора экономики и его легализация имеет большое значение для всей страны и для Иркутской области в частности.
Иркутская область - один из самых многолесных регионов России. Согласно сведениям, содержащимся в региональном Лесном плане, на территории области сосредоточено 12% запасов древесины спелых лесов страны, а доля особо ценных хвойных пород, таких как сосна и кедр, значительна даже в масштабах планеты. Лесопромышленный комплекс является одним из базовых в экономике Иркутской области. Он дает примерно одну пятую всей промышленной продукции и почти четверть валютных поступлений области, обеспечивая при этом рабочими местами треть трудоспособного населения, занятого в промышленности. Богатейшие лесные ресурсы и имеющийся промышленный потенциал служат надежной основой для его долгосрочного устойчивого развития.
Основной и наиболее масштабной формой проявления теневой экономики в лесазаготовке Иркутской области является незаконная рубка леса. Необходимо сразу отметить, что данная деятельность является производственным процессом, в ходе которого сырьевой ресурс превращается в производственный продукт первой стадии переработки. Поэтому теоретически здесь может быть установлен систематический учет и экономическая оценка результатов. Безбилетная рубка леса в основном выявлена по прочим заготовителям: 62 831,5 м3 или 73,1% от общей суммы безбилетных рубок по области в 2016 году. По предприятиям лесопромышленного комплекса данный показатель составил 19 537,2 м3 или 22,7% .
Показать больше