Фрагмент для ознакомления
2
Управление качеством таможенных услуг в современных условиях
Таможенные органы как государственные органы исполнительной власти работают исключительно в интересах государства, выполняя, в том числе, фискальную функцию – обеспечение поступлений денежных средств в бюджет государства, а именно доходов от ВЭД, осуществляемой отечественными хозяйствующими субъектами. И если посредством таможенных сборов происходит покрытие издержек таможенных органов в связи с оказанием ими таможенных услуг, то чистые доходы, получаемые таможенными органами посредством взимания таможенных пошлин, в принципе можно рассматривать в качестве прибыли, которую таможенные органы, как государственные органы, извлекают в пользу государства.
Здесь следует отметить, что таможенные пошлины являются основным инструментом внешнеторговой политики государства. С его помощью регулируется импорт иностранных и экспорт отечественных товаров. Введение или отмена таможенных пошлин, а также установление размеров их ставок отражают основные направления обеспечения экономических интересов страны как на внутренних, так и на внешних рынках отдельных товаров. В связи с этим представляется справедливой точка зрения ученых РТА, согласно которой таможенные пошлины по своей экономической природе рассматриваются как ценовая категория, в частности, ввозные пошлины используются для сведения затрат в цене импортируемых товаров к уровню издержек в ценах аналогов от национальных производителей в целях обеспечения одинаковых ценовых условий при сбыте и тех и других товаров на внутреннем рынке. Ученые РТА предлагают рассматривать пошлину как интернациональную дифференциальную ренту, основание для установления которой при обострении международной конкуренции в условиях рыночной экономики объективно обусловлено наличием различий в национальных издержках производства разных стран, что является следствием степени богатства стран, структуры национальных отраслей, уровня используемых технологий и техники.
Таким образом, таможенные органы, взимающие с участников ВЭД таможенные пошлины за перемещение товаров через таможенную границу, фактически, выступают в качестве национального макроэкономического агента, играющего свою роль в государственном регулировании отечественной экономики. Исполнение же этой роли можно расценивать как еще один аргумент в подтверждение того, что таможенные органы являются хозяйствующими субъектами, принимающими участие как в формировании доходной части государственного бюджета посредством взимания таможенных платежей, так и способствующими созданию отечественными производителями экономических благ, конкурентоспособных по цене на внутреннем рынке, благодаря реализации протекционистской функции ввозной таможенной пошлины. Соответственно употребление термина «менеджмент» применительно к управлению таможенными органами как организациями, ведущими экономическую деятельность, представляется небезосновательным.
Ввиду того, что таможенные органы являются элементами системы государственного регулирования ВЭД и находятся во взаимосвязях с другими компонентами этой большой динамической системы, представляется логичным рассматривать объект таможенного менеджмента как научной дисциплины с учетом данной специфики, которая расширяет предметное поле таможенного менеджмента по сравнению с общим менеджментом.
Расширение границ предметного поля таможенного менеджмента обусловлено усложнением выступающего в качестве основы системы управления таможенными органами экономического механизма за счет включения в него таких нормативных и правовых элементов, как законодательная база таможенного дела, таможенная политика, внешнеторговая политика государства, договоры, конвенции и отдельные
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015) - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс»
Гупанова Ю.Е. Концептуальные и методологические основы оптимизационно-адаптивного управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография / Ю.Е. Гупанова. - М.: Изд - во РТА, 2011. - 106 с.
Гупанова Ю.Е. Факторы формирования качества таможенных услуг Таможенное дело, наука и образование на Дальнем Востоке России в 2010 году: сборник научных трудов. - Владивосток: Томик, 2012. - 81 с.
Маховикова Г.А, Павлова Е.Е. Таможенное дело: учебник. - М.: Изд-во «Юрайт», 2016. - 190 с.