Фрагмент для ознакомления
2
Жанры PR-текстов на страницах Российской прессы
Современные средства массовой информации, без преувеличения, являются одном из наиболее эффективных способов манипуляции общественным сознанием, происходящие в мире события как нельзя лучше свидетельствую об этом. Именно по этой причине на первый план выходит проблема детального анализа текстовых сообщений, предоставляемых СМИ.
В современных условия СМИ выступают не только в роли «информационных доноров», но и как достаточно целенаправленное средство агитационных кампаний, проводимы как выборными органами власти, так и составными частями экономического и политического сегментов. Именно по этой причине все больше становятся востребованы грамотные PR- специалисты, способные умело «оперировать» предоставленной информацией и направлять ее в необходимое русло.
Одной из наиболее важных профессиональных характеристик таких специалистов является владение, в полной мере, основными жанрами PR-текста, что, в свою очередь, означает понимание их структуры, жанровых признаков и особенностей. Уровень знания жанров PR-текста определяет стиль профессиональной деятельности и компетентность специалиста PR.
К жанрам PR-текста принято относить: оперативно-новостные, исследовательско-новостные, образно-новостные, фактологические и исследовательские жанры.
Сущность перечисленных нами жанров можно проследить на конкретных примерах, в нашем случае, на основе предвыборной кампании О.Н. Кожемяко в губернаторы Приморского края 2018 года, что, в свою очередь, в ближайшем будущем, возможно, позволит проследить основные направления содержания предвыборных программ кандидатов на руководящие посты глав регионов.
Итак, под оперативно-новостными жанрами принято понимать новостные PR-тексты, предназначенные для оперативной передачи ранее не известной общественности информации.
Например, «Кандидат на пост главы Приморского края Олег Кожемяко посетил села Приморья».
Предмет — событие или персона.
Цель — формирование оптимальной коммуникативной среды.
Характерные жанровые признаки: оперативность, релевантность, фактологичность. Важным для этого жанра является то, что своевременно поданная информация быстро считывается и совпадает с актуальными интересами целевой группы. В рамках предвыборной кампании, с целью установления более лояльного отношения к своей личности, Кожемяко пытается заручиться поддержкой основной части электората. Лаконизм, краткость и емкость подачи информации является следствием передачи PR-информации в виде точных фактов.
Исследовательско-новостные жанры характеризуются не оперативной, но актуальная информация, сопровождающая новостное событие, касающееся базисного субъекта PR и предполагает анализ и истолкование события. Например, беседу кандидата в губернаторы с журналиста по различным вопросам в жанре – вопрос - ответ.
«Ж.: Как вы смотрите на проблему подтопления селений Приморского края?
К.: Скоро достроим дамбы. Деньги выделены. Избавим жителей от потопов.
Ж.: «Слава Богу появился в Приморье кандидат в губернаторы Олег Кожемяко, который р-р-раз и за три месяца возвел дамбу».
Предмет — событие, процесс, персона. В нашем случае, событие – строительство дамбы, персона – Олег Кожемяко.
Цель — формирование оптимальной коммуникационной среды между кандидатом в губернаторы и народом, происходит процесс информирования широких масс, при этом проводится прамая причинно-следственная связь между событием и конкретной личностью. Характерные жанровые признаки: фактологичность, релевантность, полнота и аналитичность.
Образно-новостные жанры — к ним относится новостное событие, переданное от имени конкретного лица; PR- тексты этого жанра всегда лично подписываются первым (должностным) лицом базисного субъекта PR. Например: байлайнер, письмо, поздравление. Главная функциональная особенность этого типа PR- текстов — поддержание коммуникативного контакта. Характерные рамочные признаки: подпись и обращение.
Предмет — событие, процесс, персона.
Цель — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование.
Характерные жанровые признаки: фактологичность, релевантность, полнота и экспрессивность.
Фактологические жанры — это PR тексты, содержащие дополнительную информацию по отношению к новостному событию из реальной деятельности базисного субъекта PR, например, факт-лист и биография.
Любая предвыборная кампания предусматривает информирование электората о персоне кандидата, в узком смысле – передача основной информации, такой как: основные биографические данные, учеба, семья и т.д., в более расширенном – добавляются еще и основные политические или жизненные достижения, характеризующие его с положительной стороны.
Предмет текста — событие или персона.
Цель — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание события, персоны.
С точки зрения коммуникативной журналистики, приведенные выше PR-тексты являются первичными, содержащими в своем составе актуальную на данный момент времени информацию о базисном субъекте PR. Характерные жанровые признаки: фактологичность, релевантность и полнота информации; обладают особыми чертами текстовой структуры, а также специфическими языковыми и стилистическими чертами.
Исследовательские жанры, как типы PR текстов, представлены элементами логического и рационального анализа имеющихся фактов, с характерной им многоканальностью информационных источников, которую можно рассматривать, как особую стилистику, присущую научному стилю. Например: заявление для СМИ. Предмет — ситуация, процесс, событие или персона. Цель — формирование оптимальной коммуникационной среды и информирование через описание и установление причинно-следственных отношений между фактами.
Показать больше