Фрагмент для ознакомления
2
Знакомство младших школьников с хохломской росписью
Аннотация. В статье раскрыты особенности знакомства с хохломской росписью у младших школьников. Определены стилистические особенности хохломы, виды росписи, раскрыты основные тенденции развития творческой деятельности у младших школьников. Показаны возможности развития творчества у младших школьников при изучении хохломы.
Ключевые слова: народное искусство, развитие, творческая деятельность, младший школьник, хохлома.
В современном российском обществе все чаще возникает необходимость по новому взглянуть на народные ценности как на духовно-нравственные ориентиры, указывающие направление развития общества и образования. Залогом прочности и стабильности существования любого государства всегда был высокий уровень развития науки и национальной культуры. Огромную роль в данном процессе играет творческое воображение личности. Закон Российской Федерации «Об образовании» объявил приоритетным направлением государственной образовательной политики и всей системы образования защиту национальных, культурных традиций в условиях многонационального государства. Именно воспитание детей на народных традициях может выступать в качестве педагогических ориентиров современного российского образования.
В современном мире, где лидирующее место в жизни человека занимают информационные технологии и машины, мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке. Культура родной страны постепенно уходит в забвение. Русская народная культура — это огромный пласт, кладезь народной многовековой мудрости, в котором заложен бесценный потенциал народной педагогики. Именно национальная культура является тем неисчерпаемым источником материала, в котором народ оставил самое ценное, самое важное из культурных достижений.
Такие известные отечественные и зарубежные ученые как А.Г. Асмолов, О.В. Афанасьева, В.С. Выготский, А.А. Деркач, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачёв, А.Н. Лук, Р.С. Немов, В.И. Петрушин, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Степанов, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, А. Бине, В. Келер, Р. Муни, Ч. Спирмен, К.В. Тэйлор, Е.П. Торранс, Г. Уоллес, Дж. Уотсон и др. внесли огромный вклад в изучение и описание становления творческого мышления и творческой деятельности младших школьников, а также описали методы и способы развития и активизации творческой деятельности детей.
Дискурс творчества является заметным в современных образовательных документах, однако исследований, посвященных взаимосвязи креативности и качества жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста, нет, хотя и существует предположение о том, что мотивация детей будет возрастать, если используются творческие подходы к обучению и воспитанию, что, в свою очередь, будет повышать чувство личного благополучия обучающихся.
Реализация проекта знакомства младших школьников с хохломской росписью включает три основных этапа.
Первый связан с изучением особенностей хохломы, ее мотивами, элементами, выразительными средствами, историей развития данного промысла. Ведущий мотив развития в данном случае – это мотив получения новых впечатлений. В процессе такой работы дети знакомятся с различными видами орнаментов: геометрическим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбинированным. Основной целью такой работы является формирование эстетических представлений у детей младшего школьного возраста об особенностях народного декоративно-прикладного искусства, его видах и специфике.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, В.В. Этапы становления и современные проблемы совершенствования художественно-педагогического образования // Региональная культура как компонент содержания современного художественного образования. – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – С. 4-19.
2. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. 2011. № 1. С. 14–24
3. Кубышкина, Э.М. «Изобразительное искусство в начальной школе». Часть I // Э.М. Кубышкина - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
4. Овчинникова, А.Ж., Иванищева В.Ж. Развитие творческого воображения у младших школьников средствами музейной педагогики // Развитие креативности личности в мультикультурном пространстве. – Елец, 2018. – С. 20-24.
5. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство // Л.Д. Рондели – М.: Просвещение, 2015.