Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
Не секрет, что, помимо своих основных обязанностей, офицеры привлекаются в качестве военных дознавателей для проведения процессуальных действий в случае поступления командиру воинской части сообщения о преступлении. В данной статье автор рассматривает полномочия органов дознания воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации
Ключевые слова: дознаватель, воинские части, процессуальные полномочия, органы дознания
Abstract
It is not a secret, in addition to their main duties, officers are involved as military interrogators to conduct legal proceedings in the event that the commander of a military unit receives a crime report. In this article, the author examines the powers of the bodies of inquiry of the military units of the Armed Forces of the Russian Federation
Keywords: interrogator, military units, procedural powers, bodies of inquiry
Деятельность органов дознания и военных дознавателей в Вооруженных Силах Российской Федерации четко регламентирована Инструкцией органам дознания. Однако, как уже отмечалось выше, в связи с тем, что процессуальная деятельность в качестве дознавателей не является определяющей в профессиональной деятельности офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации, ее исследование проводилось либо в историческом аспекте , либо в аспекте анализа правового регулирования указанной деятельности, либо в контексте рассмотрения отдельных элементов этой деятельности, в основном связанных с созданием военной полиции .
Анализ нормативных правовых документов, устанавливающих квалификационные требования, предъявляемые к следователю и дознавателю в органах внутренних дел (а именно дознаватели органов внутренних дел Российской Федерации проводят дознание по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением небольшого количества уголовных дел, указанных в пп. 3 – 6, 9 ст. 151 УПК РФ), позволяет сделать вывод о том, что различий в указанных требованиях к дознавателям и следователям нет.
Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ рассматриваемая категория (следователь и дознаватель) характеризуется как должности среднего (начиная от младшего лейтенанта ), старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел. В число квалификационных требований к указанным должностям входит наличие высшего юридического образования. Далее указывается, что в исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее образование и опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности.
Такие условия установлены приказом МВД России «Об условиях замещения отдельных должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава лицами, не имеющими высшего юридического образования» от 6 июля 2012 г. № 681, в соответствии с которым, например, допускается наличие высшего образования, не являющегося юридическим, полученного в военной образовательной организации высшего образования, и стажа военной службы не менее одного года (п. 1.1) или же наличие среднего профессионального юридического образования и высшего образования, не являющегося юридическим, а также опыта работы по юридической специальности не менее одного года (п. 1.2). Кроме того, данный приказ устанавливает еще шесть других условий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : [Федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г.] // Собрание законодательства Российской. Федерации. — 2001. — № 52, ч. 1, ст. 4921 (в действующей редакции).
2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в последующих редакциях) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. - № 33, ст. 3349 (в действующей редакции).
3. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ.
5. Арестова, Е. Н. Дознаватель и орган дознания как участники уголовного судопроизводства / Е. Н. Арестова, А. В. Борбат // Российский следователь. — № 24. — 2015.
6. 2015.
7. Есина, А. С. Дознание в органах внутренних дел : учеб, пособие для подготовки к экзамену / А. С. Есина, Е. Н. Арестова. — М.: КноРус, 2011.
8. Каратеев, С. А. К вопросу о совершенствовании процессуального статуса дознавателя воинской части / С. А. Каратеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 129-130.
9. Киреева, Е. В. Поручение следователя органу дознания как одна из форм взаимодействия следователя с органами дознания / Е. В. Киреева // Евразийский юридический журнал. — № 4. — 2016.
10. Корякин В.М. Разграничение полномочий командиров (начальников) и органов военной полиции в работе по обеспечению правопорядка и воинской дисциплины // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 6. С. 2 – 8; Коробков В.С. Создание военной полиции как перспективное направление совершенствования дознания в войсках: организационные и правовые вопросы // Рос. юстиция. 2013. № 11. С. 63 – 65.
11. Петров О.Ю. Краткий анализ современного правового регулирования деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 4. С. 21 – 31; Мясников И.А. К вопросу о правовом регулировании деятельности штатных органов дознания (дознавателей) в войсках // Рос. следователь. 2008. № 20.
12. Топориков М.Л. Долгий путь армейского дознания // Прокурор. 2015. № 3. С. 78 – 83.
13. Чернявский, С. С. Дознание как форма предварительного расследования / С. С. Чернявский // Вестник магистратуры. — № 10. - 2015.