Фрагмент для ознакомления
2
Ф. И.О.
студент ????,
г. Орел, РФ
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В образовательных организациях сегодня идет процесс создания условий для реализации динамичного персонализированного обучения, в том числе и для первоклассников. В данной статье автор рассматривает смешанное обучение с целью определения условий для успешного формирования мотивации учения. Педагогическая практика показывает, что ведущими мотивами учения для первоклассников являются мотивы, которые связаны с косвенными продуктами учения. Поэтому педагогу необходимо создать начинающим школьникам ситуацию успеха, чтобы сохранить положительную мотивацию к учению.
Ключевые слова
Смешанное обучение, первоклассник, мотивация, условия, ситуация успеха.
In this article, the author examines mixed learning in order to determine the conditions for the successful formation of the motivation of learning. Pedagogical practice shows that the leading motives of teaching for first-graders are the motives that are associated with the indirect products of teaching. Therefore, the teacher needs to create a situation of success for beginning students in order to maintain a positive motivation for learning.
Keywords
Blended learning, a first grader, motivation, the conditions, the situation of success.
В современной образовательной организации формирование мотивации учения у школьников является чуть ли не главной проблемой. Ее актуальность определяется и обновлением содержания процесса обучения, и определением задачи развития у школьников способности самостоятельно приобретать знания.
Образовательные организации осуществляют различные формы обучения школьников в соответствии с предъявляемыми требованиями. Постепенно идет процесс изменения принципов организации образовательного процесса, создаются условия для реализации динамичного персонализированного обучения.
В таких условиях протекает развитие мотивационной сферы у первоклассника. Существует разногласие между потребностью создания и развития мотивации деятельности учения первоклассников при смешанном обучении и недостаточностью определения психолого-педагогических условий формирования мотивации учебной деятельности первоклассников. Заявленное разногласие обосновывает актуальность темы моей статьи.
Педагогическая практика подтвердила, что каждый ребенок при отсутствии каких-либо органических дефектов способен усвоить знания в полном объеме образовательной программы, но преодолеть необходимый рубеж усвоения могут не все школьники. Их неуспеваемость возникает из-за отсутствия учебной мотивации [15, с. 31].
Кратко остановимся на возрастных особенностях формирования мотивации учебной деятельности первоклассников.
Особенность мотивации первоклассников такова, что их ведут в учебной деятельности мотивы, которые связаны с косвенным учебным продуктом, например, первыми из них являются узко личные мотивы. Такое наблюдается в желании первоклассников проявить активность в работе на уроке, поделиться своим мнением, наблюдениями, участвовать во всех коллективных мероприятиях, с прилежанием выполнять задания, чтобы получить похвалу и высокую оценку (не путать с отметкой) со стороны педагогов (учитель, родители), одноклассников [8, с. 47].
Мотивация благополучия еще у дошкольников появляется через общение с родителями и другими значимыми взрослыми людьми в ходе бесед, которые направляют будущего первоклассника на успешное обучение. Начало регулярного обучения в образовательной организации через общение с одноклассниками и учителем активизирует у первоклассника постепенное формирование второго мотива - престижного, который проявляется в желании школьника стать лучшим учеником класса. Поэтому с первых дней обучения и в течение первого года обучения очень важно создавать для первоклассника ситуацию успеха. Это главное условие для сохранения положительной мотивации к учению и успешной адаптации к новому для первоклассника виду деятельности [8; 9].
Вместе с узко личными мотивами в ряду ведущих мотивов учения у первоклассника выделяются широко социальные мотивы - мотивы долга и ответственности перед учителем и родителями. Это является следствием авторитетности взрослого человека в глазах ребенка 6 - 8 лет и недостаточностью сформированности себя как субъекта собственной деятельности, потребностью в родительском контроле и его руководстве всей деятельностью ребенка.
Мотивация процессом учения у первоклассника наблюдается лишь внешне в желании ходить в общеобразовательную организацию (школьная форма, ранец, школьные принадлежности), влиться в необычную для бывшего дошкольника социально-значимую деятельность – обучение и получить новый статус среди окружающих. Эти мотивы появляются еще тогда, когда у ребенка сформирована необходимая готовность к обучению - достаточный уровень интеллектуального развития, наличие некоторых знаний и умений [8, с. 54].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. М., 2016.
2. Битянова М. Н. Мотивация и профанация // Школьный психолог. – № 2, 2000.
3. Выготский Л. С. Проблемы обучения и умственного развития. М.: Академия, 2006.
4. Гани С.В. Развитие учебной мотивации первоклассников при различных стилях педагогического руководства // Вопросы образования. - 2009. - №1 - С. 188-198.
5. Журавлев Д. И. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. – 2002. – №9. – С. 123-130.
6. Кондакова М.Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии [Электронный ресурс].-Режим доступа: htt://vestnikedu.ru
7. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие /. М. : Фолиум, 2004. – 30 с.
8. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: учебно-методическое пособие. М. : МОДЭК, 2010. – 120 с.
9. Максимов Л. К. Мотивация учения и ее формирование в младшем школьном возрасте: практическое пособие для педагогов начальной школы . М.: Академия, 2006. – 120 с.
10. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: учебное пособие. М. : МПСИ, 2003. – 372 с.
11. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Капустин Юрий Иванович; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения РАО]. - Москва, 2007.
12. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников / К.С. Шевырдяева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. - C. 25-29.
13. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М. : Академия, 2009. – 516 с.
14. Шамова Т. Ч., Перминова Л.М. Мотивация как важнейший фактор управления учебным процессом. М.: Академия, 2002. – 412 с.
15. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [текст] / Г.И. Щукина. – М. : Академия, 2005.