Фрагмент для ознакомления
2
Современные подходы к формированию читательской деятельности младших школьников
Современный мир является в самом широком смысле этого слова информационным. Информация стала главной ценностью, одновременно окружающее пространство перегружено информацией.
В этой ситуации книга стремительно меняет свой статус. Она трансформируется, обретая новые формы подачи, например, это аудиокнига, но все равно мы вынуждены задаться вопросом о падении читательской культуры и интереса к книге. Ученые в сфере исследования процесса чтения Е.И. Голубева, Н.Н. Сметанникова, В.П. Чудинова говорят о глубинных проблемах чтения, о смене модели чтения, когда статус чтения меняется и теряет свои образовательные характеристики, сосредоточившись на развлекательных [3, 16].
Прошедший 2020 год ознаменован завершением длительной «Национальной программы поддержки и развития чтения». Также мы видим стремление государства популяризовать литературу в разных сферах: много культурных мероприятий проводят библиотеки, привлекая читателя, происходит подстройка библиотек под систему онлайн-общения с читателем.
Тем не менее, мы говорим о том, что крайне сложно заинтересовать чтением и научить понимать качество литературного текста взрослого человека, если в юности он не сформировал читательскую культуру и интерес к книге.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
Почему именно младший школьный возраст важен в этом вопросе? В первую очередь, это определяется ведущим видом деятельности. Для младшего школьника огромное значение имеет школьное обучение. Для него это важная сфера самореализации, достижений и получения новой информации.
В более позднем – подростковом – возрасте, где на первый план выйдет личностное общение со сверстниками, приобщить ребенка к книге будет гораздо проблематичнее потому, что эта сфера выйдет за границу поля его зрения.
Во-вторых, младший школьник глубоко включен в литературную среду: литературные тексты, сказки, произведения народного творчества – всё это было частью его повседневной жизни в дошкольном образовательном учреждении. Для ребенка, пришедшего в школу, литература и книга – это источник знания, эмоций, возможность инициировать новую игру или предложить совместное времяпрепровождение взрослому [2, 297].
Задача педагога начального образования – сохранить это позитивное отношение к книге, но плавно подтолкнуть ребенка от слушания текста, читаемого взрослым, к самостоятельному чтению.
Пространство для такой работы у педагога начального образования, безусловно, есть. С введением ФГОС НОО обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. Это умение напрямую связано с умением читать, быть компетентным читателем. Впервые Примерная программа по литературному чтению провозглашает формирование читательской компетентности целью начального литературного образования [3, 43].
Исходя из перечисленных выше факторов, мы можем говорить о специфике современных подходов к формированию читательской деятельности младших школьников.
Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образование в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется.
Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ не изменилось, дополнительного времени на формирование компетенций у учителя нет.
Частично эта проблема решается в рамках внеклассного чтения. Но оно не является панацеей. Поскольку мы не можем говорить о сокращении программы по литературе или о перегрузке младшего школьника дополнительными занятиями, то необходимо провести работу в сфере «плотности» и качества усвоения навыков.
Большое внимание должно быть уделено личной вовлеченности школьника в процесс литературного чтения. Мысль о пользе и воспитательной ценности чтения не должна быть абстрактный тезисом, зачастую недоступным учащемуся этого возраста.
Она должна проецироваться через понятные ему категории: чтение знакомит с огромным и увлекательным миром, чтение дает возможность эмоционально сопереживать, наглядно помогает понять, как разрешать жизненные проблемы (заводить друзей и т.п.).
Поощрение личной субъективной оценки, анализа своих эмоций от прочтения книги, возможность высказать свое мнение о произведении, даже если оно ошибочно или расходится с общепринятым – вот те стимулы, которые позволяют младшему школьнику не потерять интерес к книге. И напротив – обучение сухому схематичному анализу, «правильным» ответам на вопросы лишает ребенка радости со-творчества в процессе освоения художественного произведения [1, 53].
Так, с одной стороны, педагог должен несколько самоустраниться из диалога «писатель-читатель», и дать ребенку простор для самостоятельности в общении с произведением.
Но с другой стороны, как уже было сказано ранее, программа литературного чтения довольно статична, а общество стремительно меняется, и педагог должен выступить посредником там, где ребенку сложно освоить культурный контекст повествования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Орлова Д.А. Использование приема драматизации при изучении художественного произведения в начальной школе (из опыта педагогической практики) // Обучение и воспитание: методики и практика, № 21, 2015, с. 52-57.
2. Критарова Ж.Н. Литературное чтение в начальной школе: учебники нового поколения // Филология и культура, № 23, 2011, с. 297-300.
3. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.