Фрагмент для ознакомления
2
ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы физического воспитания младших школьников, особенности использования внеурочных форм физического воспитания в процессе выстраивания ее модели, применение эффективных методов обучения для активизации физической деятельности.
Объект статьи – процесс физического воспитания младших школьников. Предмет – внеурочные формы физического воспитания младших школьников. Цель: определение особенностей использования внеурочных форм физического воспитания в процессе выстраивания ее модели.
Методика – анкеты для обучающихся, родителей и педагогов «Выявление степени удовлетворенности качеством образовательных услуг».
Исследование организовано на первом этапе работы школьной проектной площадки по выстраиванию наиболее эффективной модели внеурочной деятельности по физическому воспитанию в начальной школе.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, содержание внеурочных занятий по физической культуре, физические упражнения, развитие физических качеств.
OUTSTANDING FORMS OF PHYSICAL EDUCATION OF YOUNGER PUPILS
Abstract: The article deals with the issues of physical education of primary school children, the features of the use of extracurricular forms of physical education in the process of building its model, the use of effective teaching methods to enhance physical activity.
The object of the article is the process of physical education of primary school children. Subject – extracurricular forms of physical education of primary school children. Purpose: to determine the features of the use of extracurricular forms of physical education in the process of building its model.
Methodology-questionnaires for students, parents and teachers "Identification of the degree of satisfaction with the quality of educational services".
The study was organized at the first stage of the school project site to build the most effective model of extracurricular activities in physical education in primary school.
Key words: extracurricular activities, content of extracurricular physical culture lessons, physical exercises, development of physical qualities.
Введение. Сегодня актуально в общеобразовательной организации заниматься вопросами организации занятости детей во второй половине школьного дня, потому что воспитательный потенциал внеурочной деятельности очень велик.
Вторая половина дня в школе представляет собой творческий мир, мир проявления и раскрытия любым учащимся собственных интересов, увлечений, реализации своего «Я». Значимым моментом процесса мотивации учащегося занятиями после уроков становится то, что школа дает возможность через внеурочную деятельность превратить ее в полноценное образовательное пространство.
Анализ изучения вопроса о внеурочной деятельности в использованной литературе подчеркивает ее главное преимущество – предоставление учащимся огромного спектра занятий для их развития. Выигрывают те образовательные организации, которые внеурочную деятельность выстраивают в соответствии с желаниями учащихся.
Главной целью внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности на уровне начального общего образования является создание условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса как важнейшего фактора личностного развития.
Основными задачами внеурочной работы по физической культуре являются:
1. Содействовать в укреплении здоровья, закаливании организма, многогранном физическом развитии учащихся;
2. Углублять и расширять знания, умения, навыки, которые учащиеся приобретают на уроках физической культуры;
3. Создавать условия для организации здорового отдыха учащихся;
4. Прививать учащимся стремление заниматься физической культурой и спортом [1, с. 75].
В течение трёх лет на базе нашей общеобразовательной организации организуется таким образом внеурочная работа физкультурно-спортивной направленности, чтобы в ней было задействовано как можно больше школьников.
На уровне начального общего образования используются различные формы организации и проведения занятий с учетом возраста, состояния здоровья и физической подготовленности младших школьников: поход; занятие в группах общей физической подготовки; спортивное соревнование; физкультурный праздник; занятия в спортивных секциях по футболу, волейболу, баскетболу и русской лапте [7, с. 193].
Реализация данных форм физического воспитания младших школьников возможна при организации определенных условий. Обозначим их. Во-первых, учителю физкультуры необходимо иметь команду единомышленников. Если совет физкультуры школы организует направление работы – развитие системы наставничества, то старшеклассники под присмотром учителя физкультуры проводят определенную работу физкультурно-спортивной направленности по плану, который утверждается руководителем образовательной организации.
Во-вторых, в классных коллективах избираются физкультурные организаторы, которые помогают классным руководителям организовывать учащихся своего класса для участия в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности.
В-третьих, к организации внеурочной деятельности младших школьников привлекаются тренеры спортивных клубов, находящихся на территории микрорайона, которые проводят свои тренировки на базе школы.
В-четвертых, на уровне начального общего образования эффективно могут работать родители при наличии педагогического образования и интереса к какому-либо виду спорта.
Массовая физкультурно-спортивная работа, организованная у нас в школе, проводится во внеурочное время в виде занятия по общей физической подготовке. Основное место занимают общие развивающие упражнения без использования специальных предметов и с использованием предметов, упражнения на гимнастических скамейках и стенках, упражнения со скакалкой, упражнения в равновесии, лазанье, прыжках. Осваиваются различные комбинации вольных упражнений.
Значимое место во внеурочной работе отведено играм. При проведении игр на внеурочных занятиях особое внимание отводится соответствию используемого материала, который осваивается на уроках. Подобное соединение учебных и внеурочных занятий только способствует улучшению двигательных умений и навыков учащихся.
Секция общей физической подготовки формируется в первую очередь и работает весь учебный год. В состав учебной группы секции входит 15-20 человек, которые комплектуются с учетом возраста и уровня физической подготовленности младших школьников. Занятия проводят 1-2 раза в неделю. Обязательное условие при организации секции по видам спорта – это наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, а также квалифицированный руководитель.
Основой успеха в каждом виде спорта является многогранная общая физическая подготовка. Собственно поэтому в секциях на занятиях значительное количество времени отводится играм и легкой атлетике [2, с. 12].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1- 5 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2012 г. – 130 с.
2. Ермоченкова. С. Уроки окончены. Что же дальше? / С. Ермоченкова, Н. Лакомова // Народное образование, 2014. – № 5. – С. 12 –26.
3. Жуков М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. – М.: Педагогика, 2010. – 238 с.
4. Железняк М.Н. Спортивные игры / М.Н. Железняк. – М.: Педагогика, 2001. – 147 с.
5. Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2013. – 192 с.
6. Мусакаев М.Б. Направления и формы внеклассной работы / М.Б. Мусакаев, А.П. Ермолаев // Специалист. – 2015. – № 11. – С. 20-23.
7. Шашурин А.В. Физическая подготовка / А.В. Шашурин. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 403 с