Фрагмент для ознакомления
2
Речеслуховое внимание ребенка задействовано с момента рождения, детский плачь уже является выразительным пред-речевым средством, далее проявляется звукоподражание, которое в полной мере отражает наличие речеслухового внимания. Но говорить о выявлении дефектов этой сферы мы можем только уже в период от года до пяти лет, когда речь обретает четкость и грамматический строй.
Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Новые элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находиться в зависимости от артикуляционных звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков в правильном виде формируется не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.
А. Н. Гвоздев в этой связи указывал, что отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка [7, 90]. Система замены одних звуков другими базируется на артикуляторном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже – по способу образования.
По словам М. Ф. Фомичевой, произнесение ребенком каждого звука – это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов [2, 240]. У большинства детей трех лет встречаются физиологические, не патологические недостатки звукопроизношения, имеющие временный характер.
Они обусловлены тем, что у дошкольника еще несовершенно функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четкие и согласованные, звуки слабо различаются на слух.
Одним из важнейших условий правильного звукопроизношения является подвижность органов артикуляционного аппарата и умение ребенка управлять ими.
В случае дизартрии мы видим явление отставания ребенка от естественного темпа усвоения речи, которое спровоцировано такими факторами: слабость артикуляционной мускулатуры и ее неготовность к воспроизведению нужного звука, дефекты коры головного мозга, провоцирующие ошибки координации и артикуляции, нарушения работы двигательных нервов, на уровне восприятия, а не воспроизведения речи – это неустойчивость внимания и трудности запоминания (сохранна смысловая память, но нарушена речевая), нарушена дифференциация схожих предметов.
Коррекционная работа должна учитывать эти факторы, ориентируясь на то, что занятия с ребенком будут затруднены двигательной заторможенностью или гиперактивностью со множеством непроизвольных движений, а так же органическими проблемами, определяющими физическую неготовность к освоению некоторого материала на уровне сверстников.
Работа по устранению нарушений проводится по 3 направлениям:
1. На фонетическом уровне:
• развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным);
• развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
2. На лексическом уровне, это расширение словарного запаса, который у ребенка с дизартрией чаще всего очень скуден.
3. На физиологическом уровне, когда логопед подбирает упражнения, помогающие работе плохо развитых артикуляционных мышц [3, 49].
Система работы по усовершенствованию навыков фонематического анализа и синтеза должно учитывать онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных средств - графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание.
При этом мы должны понимать, что ребенок с дизартрией тяжелее, чем здоровый, ориентируется в визуальном материале. Безусловно, визуальное подкрепление является хорошим методом работы, и оно эффективно, но необходимо учитывать ту задержку, которая понадобится для опознания предмета.
Очень большой сложностью является обучение дошкольника с дизартрией различению сходных фонем, часто связанных с безударными гласными звуками. Ребенок может надолго задерживаться на этапе развития, где в целом не может выделить в слове ударный сильный слог.
Работа с безударными гласными проходит на фонетическом уровне. Основными проблемами различения безударных гласных в слове являются малоразвитый
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: Просвещение, 1966. – 307 с.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
3. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб.: Союз, 2004. – 192 с.
4. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2003. – 191 с.
5. Самолина Т.А. Изучение безударных гласных в корне слова во 2-4 классах // Концепт, № 1, 201. - с. 263-266.
6. Сорочинская Т. В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. – М.: Центр, 2000. – 16 с.
7. Семенова, К. А. Дизартрии: хрестоматия по логопедии. – М.: Наука, 1997. – т. 1. – 560 с.
8. Эльконин, Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1963. – 220 с.