Фрагмент для ознакомления
2
Нарушение развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Аннотация: Несмотря на то, что тема РАС изучается давно и плодотворно, многие вопросы являются не раскрытыми до конца. Статья посвящена проблемам речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра. В работе изучаются особенности развития речи детей с РАС на разных этапах, рассматриваются различные варианты развития речи. В статье проведен анализ научной литературы по исследованию аутизма. Сформулированы трудности восприятия речи у детей с РАС.
Ключевые слова: аутизм, РАС, речь, развитие речи, коммуникативные способности
В последнее десятилетие мировая статистика регистрирует значительное увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра. По оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения, распространенность расстройств аутистического спектра составляет около одного случая на 160 детей.
Аутизм рассматривается как клиническая форма психического расстройства и детский вариант дизонтогенеза. С точки зрения клинического подхода аутизм представляет собой первазивные расстройства развития, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограничением социальных интересов. В психологии аутизм рассматривается, как личностная особенность человека. В дефектологии под аутизмом понимают, особое искажение психического развития, характеризующееся нарушением коммуникации с другими людьми. Специалистами в области дефектологии структура расстройства при аутизме рассматривается, как комплексное нарушение психического и социального развития человека, в основе которого лежат специфические клинические состояния.
Диагностика данного состояния основывается на клинических классификация: Международной классификации болезней (МКБ-10), используемой Всемирной организацией здравоохранения и диагностическо-статистической (DSM-V), используемой Американской психиатрической ассоциацией. При этом существует несоответствие между МКБ-10 и DSM-V в понимании синдрома аутизма.
Расстройства аутистическoго спектра (РАС) являются полиморфным вариантом нарушения психического развития детского возраста и характеризуются, в первую очередь, нарушением развития коммуникации, социальных навыков и речи [8]. Общие специфичные для всех детей с РАС особенности – это нарушение коммуникативной функции речи. Расстройства аутистического спектра проявляются в детском возрасте и характеризуются глубокими нарушениями в развитии, которые вызваны существенными ограничениями социального взаимодействия, коммуникации и поведения [10].
Недоразвитие вербальной коммуникации не компенсируется спонтанно в виде использования невербальных средств (жестов, мимики) и альтернативных коммуникативных систем. Исследованием проблемы речевой коммуникации детей с расстройством аутистического спектра занимались Л. В. Ковригина, В. С. Доронина, Е.П. Фур они отмечали отсутствие связи между уровнем речевого развития и уровнем развития коммуникативных навыков у данной категории детей. Уровень социальной адаптации, успешность обучения ребёнка с РАС, напрямую зависят от степени сформированности его речи [6].
К.С. Лебединская и О.С. Никольская отмечают, что такие речевые проявления на данном этапе могут указывать на неблагоприятное развитие в дальнейшем [2; 1].
Обращает на себя внимание то, что в некоторых случаях нарушения речевого развития прослеживаются уже в доречевой период и проявляются в недифференцированном плаче, нарушенном гулении, отсутствующей звуковой имитации и в дальнейшем - нарушением понимания речи окружающих, нарушением звукопроизношения, аграмматизмом, бедностью словаря.
В других случаях на ранних этапах развития речь может ничем не отличаться от речи нормально развивающихся детей, либо развиваться ускоренно.
Речевые расстройства, характерные при аутизме, можно заметить раннем развитии; в первые два года жизни.
Для здорового ребенка в 9 месяцев характерна адекватная реакция на речевое обращение и интонацию. Он узнает голоса близких, часто дифференцирует их. Реагирует на обращение по имени, понимает простые бытовые инструкции, сформулированные в знакомых словосочетаниях, предупреждениях: «нет», «нельзя». Речь окружающих начинает приобретать регулирующую функцию.
Ребенок с РАС в большинстве случаем в два года не отзывается на обращение, не фиксирует взгляда на говорящем, не следует предупреждению. Поэтому таких детям зачастую первого, второго года жизни ставят ошибочно диагноз глухота или тугоухость. Родители могут наблюдать отсутствие реакция именно на голос, но при этом у ребенок может давать ярко-эмоциональную реакцию на другие звуковые раздражители. У 10% детей в основном второго года жизни реакция на слово проявляется только тогда, когда к ним обращаются мягким шепотом. При этом аутичный ребенок второго года жизни может понимать разговор близких между собой значительно больше, чем можно было предположить, нередко улавливая то, что предполагалось от него скрыть.
В норме к 4 месяцам у здорового ребенка начинает формироваться гуление. У большинства детей с РАС гуление появляется вовремя, но нередко звуки лишены интонирования.
При здоровом развитии на 6–7 месяце ребенок переходит к лепету. Позднее, в 8–9 месяцем малыш отвечает этими звуками на обращенную к нему речь взрослого. У аутичного ребенка данная фаза лепета может отсутствовать совсем. После фазы гуления ребенок сразу переходит к фазе слов произношению. Возможно также что фаза лепета была, но выражалась довольно слабо. Более характерным было отсутствие лепетной реакции на обращение взрослого.
Таким образом уже на первом этапе развития речи в онтогенезе можно проследить и отметить нарушения, способны указать на проблемы ребенка в коммуникации.
Приближаясь к трехлетнему возрасту, отмечается снижение речевой активности, ребёнок перестаёт вступать в контакт с родителями, при этом устная речь может иметь либо монологический характер, либо вовсе отсутствовать. Отсутствие устной речи подкрепляется утратой жестикуляции и имитации поведения. В 3 года нарушение речевого развития становится отчётливым. У некоторые детей с РАС может совсем отсутствовать устная речь в процессе жизни [3].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балашова В.П. Особенности развития социально – коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с РАС // Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018. URL: https://moluch.ru/archive/232/53728/
2. Бизюкевич С.В. Степень выраженности нарушений речи у детей с расстройствами аутистического спектра, ассоциированных с генетическим полиморфизмом ферментов фолатного цикла // Сборник материалов V Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Современные достижения молодых учёных в медицине». Редколлегия: В.А. Снежицкий [и др.]. Гродно, 23 ноября 2018 года. – с. 38 – 40. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38504546
3. Бурмагин М.В., Сунцов С.А., Манжуло И.А. Применение средств альтернативной коммуникации на занятиях адаптивной физической культурой у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3 (часть 1) – С. 61-65. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1919
4. Галкина Л.Н., Захарова И.В. Особенности логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2017. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-logopedicheskoy-pomoschi-detyam-srasstroystvami-autisticheskogo-spektra
5. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. –– СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.
6. Григоренко Е. С.. Расстройство аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. Григоренко Е.Л. — М.: Практика, 2018. — 280 с.
7. Дробахина И. К. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра – практический опыт // Материалы конференции «Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире», Екатеринбург, 2014. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25365861
8. Кухарчук В.П., Селиванова Ю.В. Современные медико – педагогические представления о проблеме детского аутизма, его природе и сущности // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция», 2018 – с.261-270. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38551180
9. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 1997.
10. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.
11. Семаго Н.Я., Соломахина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития, 2017. Том. 15, № 1. с. 4–14. URL: https://psyjournals.ru/autism/2017/n1/semago_solomahina.shtml