Фрагмент для ознакомления
2
Воспитание и обучение студента
Аннотация. Пандемия создала условия, в которых идет проверка качества воспитания и обучения студента в России: содержание и организация его образования, технологии обучения. Сегодня требуется решение острого вопроса о создании электронных учебников и методических материалов, цифровых программных продуктов и формирования цифровой среды, культуры взаимодействия преподавателей вузов и студентов.
Ключевые слова: пандемия, российская система образования, онлайн-образование, дистанционное образование, информационные технологии в образовании, цифровая среда.
Annotation. The pandemic has created conditions in which the quality of education and training of students in Russia is being tested: the content and organization of its education, training technologies. Today, it is necessary to solve the acute issue of creating electronic textbooks and methodological materials, digital software products and the formation of a digital environment, a culture of interaction between university teachers and students.
Keywords: pandemic, Russian education system, online education, distance education, information technologies in education, digital environment.
Целью национального проекта «Образование» является формирование глобальной конкурентоспособности российского образования [1]. За счет федерального проекта «Цифровая образовательная среда» к 2024 году запланировано создание безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечит качество и доступность всех уровней образования. Но масштаб проблемы с техникой, отсутствием у преподавателей соответствующих навыков, борьба за внимание обучающихся, а также недоверие к качеству дистанционной формы обучения выявлен неблагоприятной эпидемиологической ситуацией.
Написано много статей различными авторами, где говорится, как вузы не были готовы к работе в онлайн-среде, но получили мощный стимул к переменам[3]. О том, что карантинные меры сделали актуальной тему цифровой грамотности студенчества и его готовности к учебе в мире, где бизнес-процессы реализуются в виртуальном пространстве.
Для студентов это время - настоящий вызов, толчок к самоорганизации, тренировка способности «самостоятельно учиться».
Поскольку нынешнее поколение преподавателей еще не в полной мере владеет современными компьютерными технологиями, они испытали в первую волну пандемии серьезные трудности во взаимодействии со студентами[2]. С одной стороны их переживания, например, где и каким образом взять необходимый учебный материал, как донести его до них, как консультировать и оценивать степень усвоения знаний.
Новое поколение студентов уже и без дистанционного обучения загружено на просмотр большого количества информации, которую привыкло просматривать, именно просматривать, не анализировать, не сортировать, а отсюда - поверхностное отношение к ней. Вот препятствие на пути развития критического мышления. Еще этому не научились, а уже надо бежать вперед. Светила науки это называют издержками. Соглашусь. Достаточно вспомнить школьный курс об открытиях в ядерной физике: с одной стороны - безграничные возможности удовлетворить потребности человечества в энергии, а с другой - риск уничтожить мир посредством ядерной войны и техногенных катастроф. В информационной сфере тоже есть свои риски - возможность глобального влияния на сознание и поведение огромного количества людей в политической, экономической и духовной сферах, которые могут иметь цели захвата или удержания власти и прямо противоречат истинным нравственным основам человеческой цивилизации. В то же время отрицать целесообразность использования новых открывающихся ресурсов для решения проблем науки, образования, культуры, экономики и т.д. было бы опрометчиво. Вопрос-то в том, как эти ресурсы воспринимать и как ими разумно распорядиться.
Для современного студента еще никогда не было такой возможности посвятить себе столько времени в собственном образовании. Время и самообразование. Было-то совсем недавно - время и общение, коммуникация. Контактная, эмоциональная, такая важная в презентации себя. В чате только лишь усеченные слова и эмодзи в завершении - графические смайлики и
Показать больше