Фрагмент для ознакомления
2
Статья
На тему: «Роль работодателей в профессиональном журналистском образовании»
Аннотация.
Современная журналистика постепенно деградирует. Качество работы журналистов снижается. Сегодня качественно организованное журналистское расследование – это скорее исключение, чем правило. Более того современные журналисты разучись качественно брать интервью, анализировать полученные данные. Итогом всего этого стало снижение качества выпускаемого журналистами материала.
Ключевые слова: журналистика, ВУЗ, образовательная программа, практика, работодатель, издательства.
Введение
Актуальность настоящей статьи состоит в том, что сегодня на рынке труда в сфере журналистики происходит катастрофа. Как неоднократно отмечал А. Константинов современный молодой журналист – это сырой материал, из которого только предстоит сделать журналиста.
К сожалению, современные ВУЗы, готовящие журналистов, оказываются оторванными от реальности. Конечно, в большинстве случаев, кафедрами и факультетами журналистики руководят опытные специалисты. Это журналисты, которые успели поработать и как журналисты, и как педагоги.
Однако этого мало для формирования хорошего журналиста, способного профессионально развиваться. Дело в том, что современные ВУЗы практически не имеют возможности адекватно взаимодействовать с работодателями. Журналистское сообщество, например, не готово дополнительно нагружать главных редакторов или заместителей главных редакторов работой, со студентами, пришедшими на практику.
Часто рабочая практика сводится к тому, что студентам в общем виде показывают работу издательства, знакомят с работой типографских станков и на этом все. Студентов могут прикрепить к действующим журналистам, для передачи опыта. Однако такая передача чаще всего заканчивается тем, что опытный журналист занятый написанием статьи «избавиться» от молодых коллег дав им какое-то второстепенное задание. В итоге все не удовлетворены.
Соответственно студенты ждут, что с ними будут делиться знаниями и опытом работы. Работодатель хочет видеть студента готового трудиться и работать. Журналиста, которого требуется направить в нужное русло. ВУЗ хочет выпускать конкурентоспособных специалистов.
Сегодня имеется возможность исправить существующую ситуацию. Все участники процесса осознали, что все это время они играли в игры. Итогом таких игр стала потеря престижности профессии журналиста.
Место высшего журналистского образования в работе журналиста
Многие опытные журналисты отмечают практический характер журналистики как профессии – в том смысле, что ее довольно бессмысленно изучать в теории, и куда полезнее приобретать навыки с опытом. Кроме того, часто журналистское образование оказывается и не обязательно для успешной работы в медиа, что признают не только главы многих изданий, но и замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин и деканы факультетов медиа и журналистики МГУ и ВШЭ Андрей Быстрицкий и Елена Вартанова. При этом немало крупных российских журналистов так или иначе получили именно профильное образование .
Делают ли работодатели в российских СМИ упор на журналистское образование потенциального работника? Насколько знания и навыки, полученные на факультете журналистики, облегчают дальнейшую работу в медиа, и какие навыки вообще необходимы начинающему журналисту? И, наконец, нужно ли вообще учиться журналистике в университете?
Опрошенные журналисты – Илья Жегулев, корреспондент Reuters и автор программы журналистики факультета Liberal Arts РАНХиГС, Павел Власов-Мрдуляш, исполнительный директор и акционер медиахолдинга Е-генератор, Ирина Малкова, главный редактор The Bell, и Юрий Погорелый, заместитель генерального директора ИА «Интерфакс» – отмечают, что профильное образование не является для них принципиальным фактором для приема на работу. Куда больше работодателей интересует, какие навыки и опыт есть у молодого журналиста.
«Овладеть журналистскими навыками на базовом уровне сравнительно несложно, вход в профессию не требует фундаментальной университетской подготовки», – отмечает Власов-Мрдуляш. «Работодателей больше всего интересует «что умеешь», не в теории, а на конкретных примерах того, что делал». Это приводит к знакомому молодым специалистам и выпускникам порочному кругу – чтобы найти работу, нужно иметь опыт, но без работы опыт брать неоткуда .
Это распространенная проблема в любой сфере, но в журналистике она встает особенно остро: работа в медиа – скорее ремесло, чем наука или искусство. «Нельзя быть готовым к определенному типу ремесла, не стажировавшись и не работая рядом с людьми, которые этим ремеслом занимаются», – говорит Юрий Погорелый. Этим выражением он подчеркивает способ передачи знания в журналистике, где работник начинает со статуса «подмастерья», перенимая навыки у более опытных коллег, и постепенно становится «мастером».
Таким образом, при рекрутинге в СМИ работодателю важно убедиться, что он говорит с претендентом на одном знакомом им обоим языке, разбирается в принципах работы СМИ и базовых профессиональных терминах. В целом же навыкам, необходимым журналисту, можно научиться в ходе работы – было бы желание. Поэтому кроме журналистского образования работодателей зачастую интересуют и выпускники других гуманитарных и не только специальностей, обученные работать с информацией и источниками. Например, как отмечает Юрий Погорелый, в редакции «Интерфакса» немало выпускников исторического факультета МГУ, а также экономических факультетов ВШЭ и РАНХиГС .
В более же специализированных тематических СМИ глубокое понимание предмета, от физики до литературы, и вовсе необходимо. Кроме знаний, для работодателей важна и мотивация выпускников и студентов; как говорит Ирина Малкова, некоторое время назад студенты ВШЭ казались ей более мотивированными, чем прочие, хотя это не влияло на их уровень подготовки.
Если же выпускник получал профильное образование, его университет редко принципиально важен для работодателя. В рейтинге вузов, готовящих бакалавров для медийной индустрии, составленном Минкомсвязи в 2014 году, лидирует факультет журналистики МГУ. Некоторые опрошенные журналисты затрудняются назвать определенные университеты, из которых приходят лучшие кадры, но журфак МГУ ими упоминается довольно часто. При этом многие отмечают, что теоретическая база, даваемая на факультете, недостаточно подкрепляется практикой.
По мнению выпускника факультета журналистики МГУ Ильи Жегулева, практики, доступной с первого курса, не хватает для получения более специфических знаний, которые затем приходится дорабатывать самостоятельно, например, в области экономической журналистики, которой занимался сам Жегулев. Так, недовольный нехваткой практического обучения в МГУ, а также некоторыми вопросами к политическому руководству ВШЭ, Жегулев стал руководителем программы журналистики факультета Liberal Arts РАНХиГС. Программа фокусируется на максимально практическом образовании, приглашая преподавать работающих журналистов и работодателей, у которых можно перенимать опыт напрямую и получать четкое понимание того, как работает медиасфера.
Сам МГУ, как и большинство других факультетов журналистики, дает «мейнстримное журналистское образование», как его характеризует Юрий Погорелый, то есть общую базу, с которой можно работать в дальнейшем. Погорелый также предполагает, что студенты, поступающие на журфак, уже понимают, что планируют дальше работать в полевой журналистике. В основном журналистское образование дает пропускной билет в профессию, с которым далее можно строить карьеру, и первую возможность для профориентации.
Неизменно важным преимуществом, которое дает профильное образование, остается нетворкинг. Связи, заведенные студентами во время учебы, могут в дальнейшем сыграть серьезную роль в их карьере, а формирующаяся на факультете журналистская среда позволяет делиться опытом и идеями. Доступ к такой среде
Показать больше