Фрагмент для ознакомления
2
Методы и способы борьбы с коррупцией
На основе практических методов и мер, принимаемых на государственном уровне против коррупции, можно выделить две основные стратегии борьбы с коррупцией: вертикальную и горизонтальную. Первая стратегия характеризуется довольно быстрой производительностью, вторая предназначена для реализации прогрессивной политики государства, основанной на разработке антикоррупционных стимулов. На примере конкретных стран эти стратегии реализуются в Сингапуре, Китае, Кубе и Швеции в скандинавских странах, соответственно. В соответствии с моделью ответа на феномен коррупции следует определить два варианта действий со стороны государственных учреждений: профилактические и реактивные меры. Последние были продемонстрированы в российской политической практике на протяжении веков, без, к сожалению, дающих требуемый результат.
Этот аспект особенно важен, поскольку без доверия общественности к судебной системе невозможно избежать коррупции в судебной системе. Эффективное администрирование в скандинавской модели основано на минимизации бюрократических процедур и политических фильтров в системе управления. Набор политической элиты открыт по своей природе с бесплатным доступом и выходом с точки зрения системного подхода. Это позволяет достичь консенсусного взаимодействия между институтами гражданского общества и властными структурами, сводя к минимуму конфликт в политическом процессе. С институциональной точки зрения особую роль в скандинавской модели играет институт гражданского общества, к которому государство создает в условиях политического процесса на этапе реализации политических решений полные условия гражданского контроля. Материальное обеспечение должностных лиц бюрократического аппарата в скандинавской модели не превышает двойной заработок среднего профессионального работника.
В роли материального демотиватора в борьбе с коррупцией опыт Великобритании интересен, поскольку работа в парламенте в этой стране приравнивается к «общественно полезной деятельности», а для вступления в политическую партию существует значительная имущественная квалификация , Такая стратегия также реализуется в рамках скандинавской модели, при этом антикоррупционный стимул в этом случае является преимуществом обязательств над привилегиями. Благодаря применению скандинавской модели в области борьбы с коррупцией Швеция сегодня демонстрирует один из самых низких уровней коррупции в государственном аппарате в мире.
Политически независимые СМИ, гражданская инициатива, гарантии государственной безопасности для лиц, оказывающих помощь правоохранительным органам, также являются дополнительными факторами для снижения уровня коррупции в стране. Наибольшее значение для эффективности антикоррупционных мер в скандинавской модели - это максимально возможная открытость в процессе принятия решений административным аппаратом, минимальное вмешательство государства в экономику. Сокращение коррупция в этом контексте напрямую зависит от ограниченных возможностей для чиновников влиять на экономический сектор: государство как учреждение. Оно обеспечивает только благоприятный экономический климат и не оказывает давления на бизнес-среду с помощью различных административных механизмов. Невозможно дать взятку за то, что принципиально невозможно, если чиновник не участвует в бизнес-структурах и не имеет возможности влиять на ход событий. Лоббирование интересов бизнеса осуществляется в скандинавской модели на парламентском уровне, что позволяет решать вопросы в рамках формальных процедур, а не за кулисами неофициальной практики.
С точки зрения систематического подхода такая формализация процесса принятия решений должностными лицами является гарантией его прозрачности и является также довольно мощным стимулом для борьбы с коррупцией. Еще одной характерной особенностью скандинавской модели является эффективная организация самой административной системы, что находит свое отражение, в частности, в ее компактности, низкой степени бюрократизации, в отсутствии кланового принципа распределения должностей и т. д. Соответствующая система внутреннего и внешнего контроля над деятельностью должностных лиц, например, со стороны парламента и гражданского общества, позволяет прекратить проявления коррупции как на национальном уровне, так и на внутриведомственном уровне. Исходя из вышеуказанных тезисов, можно сказать, что стратегия реакции на проявления коррупции в скандинавской модели использует превентивный метод.
Модель жесткого управления вертикальным характером построена, по сути, на реактивном методе борьбы с коррупцией. Таким образом, в Сингапуре антикоррупционные меры носят последовательный и системный характер и основаны на запретительных и контролирующих механизмах. В целях сокращения коррупции в государстве в начале 1990-х годов была построена система вертикальных мер, которая, в частности, была выражена в строгом регулировании деятельности должностных лиц, в радикальном упрощении бюрократических процедур и в ордах надзора за соблюдением этических норм.
С точки зрения системного подхода можно выделить еще одну модель противодействия коррупции - западноевропейской. Например, в Германии механизм борьбы с коррупцией основывается на принципах защиты государственной казны и жесткого реестра коррупции, создавая антикоррупционные стимулы посредством высоких этических стандартов ведения бизнеса, запрещая тем лицам, которые были уволены за патронаж, участвовали в бизнес-структурах в течение 5 лет. Также в западноевропейской модели активно реализуется тактика закрытия пробелов в национальном законодательстве, санкционированный контроль за телефонными разговорами должностных лиц, серьезное уголовное преследование с помощью антикоррупционных центров, к которым могут обратиться граждане. [5] Такой диалог между обществом и государством по вопросам, связанным с коррупцией, осуществляется на институциональном уровне путем создания «горячих линий» и адекватной судебной системы, обладающей высокой степенью доверия общественности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Transparency International. Anti-corruption Helpdesk. Corruption in Tax and Customs Authorities [Электронный ресурс] – URL: http: // www.transparency.org/files/content/corruptionqas/
2. Literature_Review_of_Corruption_risks_in_ Customs_and_Tax_2014.pdf OECD Development Centre. Fighting corruption in customs administration: what can we learn from recent experiences? [Электронный ресурс] – URL: http: // www.oecd.org/dev/poverty/1899689.pdf
3. International Monetary Fund. Changing Customs. Practical Measures to Promote Integrity in Customs Administrations [Электронный ресурс] – URL: http: // www.imf.org/external/pubs/nft/2003/customs/
4. The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. Customs Modernization Handbook [Электронный ресурс] – URL: http: // siteresources.worldbank.org/ INTEXPCOMNET/Resources /Customs_Modernization_Handbook.pdf
5. World Customs Organization. Декларация Аруша. [Электронный ресурс] – URL: http: // www.wcoomd.org/en/topics/integrity/~/media/ 5DF5228D6C1C48A894D59344166B35DC.ashx
6. World Customs Organization. Instruments and Tools [Электронный ресурс] – URL: http: // www.wcoomd.org/en/topics/integrity/instrument-and-tools.aspx\
7. Утверждено положение о Федеральной службе войск национальной гвардии России (Росгвардии), в котором детализированы ее функции и полномочия. Указ Президента РФ от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" https://www.consultant.ru/law/hotdocs/47522.html КонсультантПлюс, 1992-2016
8. Татьяна Становая. Войны силовиков в России. http://ruspolitics.ru/article/read/vojny-silovikov-v-rossii.html
9. Силовой выход. В чем смысл и политические последствия реформы спецслужб. 6.04.2016. http://carnegie.ru/commentary/?fa=63253
10. Бюджет-2014: рост расходов ФСБ в 30 раз и другие чудеса и приключения. http://sputnikipogrom.com/russia/5902/budget-2014/#.WEPeVRqLS00
11. В 2017 году предполагается рост финансирования прокуратуры, СК и ФСБ. http://www.tks.ru/politics/2016/10/12/0027