Фрагмент для ознакомления
2
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ
Аннотация. В статье автором исследуются особенности привлечения к административной ответственности лиц, имеющих специальные звания. Вносятся конкретные предложения по реформированию соответствующих норм отечественного административно-деликтного законодательства.
Annotation. In the article, the author examines the features of bringing to administrative responsibility persons with special titles. Specific proposals are made to reform the relevant norms of the domestic administrative and tort legislation.
Ключевые слова: административная ответственность, административная ответственность лиц, имеющих специальные звания, дела об административных правонарушениях, КоАП РФ, судебная практика.
Keywords: administrative responsibility, responsibility of persons with special titles, cases of administrative offenses, Administrative Code of the Russian Federation, judicial practice.
По всей территории Российской Федерации деятельность правоохранительных органов призвана обеспечивать верховенство закона. В силу данного положения сотрудники правоохранительных органов «должен всемерно способствовать утверждению в обществе духа законности и справедливости, сохранению и приумножению исторических и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, осознавая при этом, социальную значимость деятельности Прокуратура и мера ответственности перед обществом и государством»[5].
Всем известно, что сегодня лица, имеющие власть, являются единственным действенным инструментом воздействия на власть в различных социальных отношениях. Во-первых, правоохранительные органы стремятся обеспечить соблюдение законных прав и интересов граждан, а во-вторых, они воплощают в себе государственное принуждение, которое является основным методом государственного управления.
В результате проблемы правового регулирования вопросов, связанных с оптимизацией правового статуса сотрудников правоохранительных органов и регулированием их ответственности, приобретают большое значение.
Вместе с тем, стоит отметить, что на сегодняшний день в государстве, одним из актуальнейших становятся вопросы привлечения к ответственности лиц, имеющих специальные звания. Как нам известно, одним из основополагающих принципом закона об административных правонарушениях является «принцип равенства перед законом»[1], однако есть определенные категории лиц, которые имеют особый административно-правовой статус: судьи, прокуроры и другие лица, обладающие правовой неприкосновенностью.
Несмотря на то, что в настоящее время наиболее распространенным видом юридической ответственности, как на государственной службе, так и непосредственно в органах внутренних дел является дисциплинарная ответственность, важность административной ответственности как средства обеспечения законности и эффективности государственного управления не должна уменьшаться.
В действующем КоАП РФ регламентировано, что «особые условия привлечения данных лиц к административной ответственности устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами»[1]. Таким образом, административная ответственность лиц, имеющих специальные звания, представляет собой особый вид административной ответственности.
В Российской Федерации административная ответственность лиц, имеющих специальные звания, применяется не за все совершенные административные правонарушения. Таким образом, в определенных случаях основанием для дисциплинарной ответственности лиц, имеющих специальные звания, являются не дисциплинарные проступки, а совершенные ими административные правонарушения, когда в силу некоторых особенностей имеющегося правового регулирования их привлечение к административной ответственности невозможно.
На прокурорских работников как на федеральных государственных служащих в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 29 июля 2017 г.) (далее — Закон о прокуратуре) [12], распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [13] и Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 29 июля 2017 г.) [12].
С принятием в 2001 году нового Кодекса об административных правонарушениях были также изменены правовые нормы, регулирующие административную ответственность, что поставило перед теоретиками и профессионалами задачу по новому пониманию и анализу способов и методов работы по обеспечению борьбы организации с правонарушениями. совершаются государственными служащими и, прежде всего, сотрудниками внутренних процессов.
Отечественные административисты все громче говорят о необходимости как можно скорее определить юридический характер и основания для подачи заявления.
Административная ответственность сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации, а также определение перспектив и основных направлений развития законодательства о привлечении сотрудников, имеющих специальные звания к административной ответственности.
Необходимо выделить несколько признаков, которые относятся к административному правонарушению сотрудниками правоохранительных органов:
1. Основополагающим является критерий-противоправностью. Суть критерия заключается в совершении сотрудником
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Приказ Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» (в ред. от 22 апреля 2011 г.) // Законность. 2010. № 6.
4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 апреля 2016 г. № 255 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2016. № 7
5. Репьев А.Г. Проблемы привлечения к административной и уголовной ответственности судей в связи с имеющимися правовыми преимуществами: история вопроса и современная практика // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: мат-лы XХ международной научно-практ. конференции: в 2 ч. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2017. С. 175-177.
6. Решение Каширского районного суда Воронежской области от 17 октября 2014 г. по делу № 12-116/2014. URL: http://sudact.ru/regular/doc/0J4HpLiiZtYM/ (дата обращения: 01.10.2017).
7. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47, ст. 4472; 2017. № 31, ч. 1, ст. 4795
8. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6228; 2017. № 15, ч. 1, ст. 2139.
9. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31, ст. 3215; 2017. № 31, ч. 1, ст. 4824
10. Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 51, ст. 6364.
11. Серов А.С. Правовой статус специального субъекта административной ответственности и производства по делам об административных правонарушениях // Полицейская деятельность. 2014. № 1. С. 51-54.