Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время имеется ряд государственных документов, определяющих цели и задачи развития образования. К их числу следует отнести федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в РФ» и др. [1, 53]
Все они качественно отличаются от своих «предшественников» тем, что на первый план выводят не усвоение знаниевого компонента профессионального обучения, а формирование личности профессионала, готового к саморазвитию и владеющего навыками самообучения.
Сегодняшняя информационная и образовательная среда очень изменчива. В последние годы она переживала активные преобразования под влиянием компьютеризации. В прошедшем году в ходе тотального перехода на дистанционное обучение мы увидели, что необходимо работать не только в сфере овладения информационными технологиями, но и адаптировать методы педагогики к этим технологиям.
Таким образом, перед профессиональным образованием стоит задача создать гибкого в методах работы специалиста, готового адаптироваться под меняющиеся условия среды.
В соответствии с основной целью воспитания студентов в качестве основных приняты три интегрированных направления: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-эстетическое и нравственное воспитание.
Профессионально-трудовое воспитание включает в себя те непосредственно профессиональные знания, которые необходимы будут квалифицированному специалисту в дальнейшей работе.
Гражданско-правовое обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире, что соответствует стратегии воспитания специалиста, гибко реагирующего на изменения в социуме и профессиональной деятельности.
Культурно-эстетический аспект подразумевает формирование кругозора, охватывающего не только профессиональную область, но и общечеловеческие проблемы. А также способностей эстетического восприятия и моральных норм.
Вузовское обучение имеет свои положительные черты, облегчающие работу педагога: студент – это личность со сформировавшейся волевой сферой, он способен к самостоятельному планированию, уже имеет высокие навыки самоконтроля.
Но одновременно оно имеет и свою специфику. Многие студенты неуверены в правильности выбора профессии, идеализируют ее или в целом плохо представляют на практике. Сложности социализации и стрессовые состояния возникают у первокурсников, которые переезжают в общежитие и оказываются без поддержки и присмотра. Не всегда студенту легко установить продуктивные отношения со всеми педагогами-предметниками.
Воспитательная деятельность преподавателя вуза должна быть направлена на решение следующих задач:
- передачу студентам социокультурного опыта предшествующих поколений через организованный процесс обучения и воспитания; - постоянный анализ и учет факторов, влияющих на результаты учебно-познавательной деятельности студентов;
- изучение личностных и профессионально-значимых качеств студентов;
- гуманизацию отношений «преподаватель - студент»;
- изучение социально-психологического климата в студенческой группе;
- формирование студенческого коллектива, выявление статусного положения каждого студента в этом коллективе;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Перескокова Т. А., Соловьев В. П. Воспитание студентов в системе высшего образования // Высшее образование сегодня, № 11, 2016, с. 52-57.
2. Церковский А. Л. Основы психологии и педагогики: конспект лекций. – Витебск: ВГМУ, 2017. – 69 с.