Фрагмент для ознакомления
2
ПОНЯТИЕ ОБРАЗА, ОБРАЗА БУДУЩЕГО, ОБРАЗА ПРОФЕССИИ, ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДАННЫХ ПОНЯТИЙ У СТАРШЕКЛАСНИКОВ
Аннотация. В статье подвергается рассмотрению психолого-педагогический вопрос вырабатывания «образа будущего» в ходе профессионального образования.
Актуальность исследования данной проблемы определена тем, что в обстоятельствах стремительно изменяющейся действительности, глобализации, динамичности информационных, социально-экономических, культурных процессов, разностильности ценностных предписаний нарушаются процессы психического и личностного формирования.
В сфере образования выставляются запросы к вырабатыванию осведомленного, свободно обладающего своей специальностью эксперта, который способен быть стратегом своего профессионального и жизненного пути в целом.
Вместе с тем аргументирована целесообразность использования понятия «образ будущего» как понятия функционального по отношению изучению суждений о будущем в юношеском возрасте, предпринято старание установления этого понятия вместе с понятием «формирование образа будущего». Подчёркивается особенная важность вырабатывания конструктивного образа будущего для профессионала в сфере «Человек – Человек».
Ключевые слова: образ, образ будущего, профессиональное образование, профессиональное становление, жизненный путь, проектирование, юношеский возраст, старшеклассники.
THE CONCEPT OF THE IMAGE, THE IMAGE OF THE FUTURE, THE IMAGE OF THE PROFESSION, THE SIGNIFICANCE OF THE FORMATION OF THESE CONCEPTS IN HIGH SCHOOLS
Abstract. The article examines the psychological and pedagogical issue of developing the "image of the future" in the course of professional education.
The relevance of the study of this problem is determined by the fact that in the circumstances of rapidly changing reality, globalization, the dynamism of information, socio-economic, cultural processes, the diversity of value prescriptions, the processes of mental and personal formation are disrupted.
In the field of education, requests are made to develop an knowledgeable expert who is free in his specialty, who is able to be a strategist of his professional and life path as a whole.
At the same time, the expediency of using the concept of "image of the future" as a functional concept in relation to the study of judgments about the future in adolescence is argued; The particular importance of developing a constructive image of the future for a professional in the field of "Human - Human" is emphasized.
Keywords: image, image of the future, professional education, professional development, life path, design, adolescence.
Психологические закономерности творческого переустройства действительности возбуждают все больший интерес, как у теоретиков, так и у практиков. Психология перестала быть направленной в «прошлое» и поворачивается к созиданию будущего.
Философия созидания – это осуществление потенциала, подключение, актуализация и приобщение новейшей вероятной действительности к наличествующей, что невообразимо в плоском измерении «настоящего».
Категория «психологический образ будущего» в данной логике является существенным детерминантом психологического потенциала (как личностного, так и группового), успешности человека, группы, общества.
По словам Ж. Нютгена, «грядущее является «психологическим пространством», в котором нужды человека подвергнутся когнитивной переделке в дальние цели и поведенческие проекты... Теоретический конструкт «будущее» является местом постройки поведения и формирования человека». [14, с. 301]
В теории Ж. Нютгена ориентация на будущее анализируется как мотиватор и одна из личностных черт, тем не менее, можно заявлять, что в психологической структуре деятельности автономный концепт типа будущего завладевает основополагающим местом наряду с такими категориями как аргумент и цель.
Не надлежит находить понятие «образ будущего» идентичным представлению и категории «цели», постигаемым как «достижение» обусловленных заданных нормированных показателей и сроков. Цель линейна и одномерна.
Образ будущего является мультимодальным (содержащим разнообразные временные координаты, эмоциональные и когнитивные процессы) конструктом, присущим как некоторой персоне, так и группе в целом. Заявляя о мультимодальности образа будущего, нужно подчеркивать, что существенный смысл не только в формировании личности, но и коллектива имеет эмоциональная сторона перспективной устремленности.
Гипотетически можно допустить, что образ будущего «живет» по тем же закономерностям, что и образ наличествующей действительности («образ мира» – А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и др.), но в то же время безукоризнен, нереален, лабилен, одним из его центральных измерений является время, временная устремленность. Образ будущего абсолютно диалогичен, как и постижение. [5, с. 157]
Формирование способности человека к порядку и осмысленному правлению образом будущего является существенным вопросом не только для формирования самоидентичности, но и для вырабатывания полноценной самоопределяющейся созидательной особы. Можно допустить, что способность к построению образа будущего (себя, своего тела, своего поведения, вида будущего), вырабатывается в раннем младенчестве и идет параллельно формированию самосознания.
При построении образа будущего, выделяются три основных элемента доказательного образа:
1) значимый смысл (Что наиболее существенно?);
2) картина будущего (Как будет выглядеть будущее?);
3) ценности (Что обусловливает поведение и принимаемые решения?).
Как писал Альберт Эйнштейн, «вся наша мысль обладает природой свободной игры с концепциями; обелением данной игры послужит та поддержка, которую она проявляет в уразумении нашего чувственного опыта». [7, с. 78]
Все же, надо добавить, что свободная игра, розыск человечеством своего будущего, изображение данного будущего и его осуществление – могучее устройство саморазвития, заложенное в нас самой природой, и как применить его – во вред или на благо – зависит лишь только от нас самих.
На нынешний день в любой державе и в мире в целом сформировалась непростая социально-экономическая и культурная обстановка. Масштабность перемен, форсирование темпов бытия, быстро текущие трансформационные процессы задевают все круги существования человека, что неминуемо аккомпанируется переменами в духовном кругу общества, приведет к модификации восприятия человеком времени, срывает душевное равновесие, выказывает разрушительное влияние на психическое и личностное созревание.
В сфере образования обсуждается вопрос модернизации на основании оставления его фундаментальности и совпадения с животрепещущими, а также перспективными нуждами персоны, окружения и державы. Совместно с этим всё более проблематичным делается вопрос «чему и для чего учить» в динамично модифицирующейся яви, в обстоятельствах эклектичности и расплывчатости ценностных выборов нынешнего юного поколения.
Учитывая возрастные особенности юношества, заметим, что собственно старший школьный возраст сравнивается с расширением временного кругозора – будущее делается основным измерением.
По предположению Л.И. Божович, обращённость в будущее, строй актуальных планов и будущностей представляет собой «аффективный центр» бытия старшеклассника. Тем не менее современная обстановка профессионального становления и формирования не полностью снабжает означенные личностные нужды. [13, с. 150]
По словам нынешних исследователей, в обстоятельствах быстроменяющейся реальности, когда обретаемые познания, умения, навыки уже в кратчайшей будущности смогут очутиться не соответствующими злободневному положению предметов в кругу их применения, существенной задачей образования является воспитание таких качеств, какие снабдят особы возможностью быстро приспосабливаться, раскручиваться и улучшаться.
В связи с этим на сегодняшний день особо подчёркивается смысл способности человека быть стратегом своей деятельности и жизнедеятельности, выстраивать актуальный план, применяя свои наилучшие ресурсы.
Руководствуясь логикой разбора, уровень изученности надлежит изложить, начиная с наиболее обширных философско - и научно-методологических подходов. В кругу философского познания, в концепциях представителей неклассической философии ныне подчёркивается ведущая роль категории «потенциал» в соотнесении с классическими категориями «нужда» и «реальность». Персона, разумеется, как феномен смыслопорождения, одаренный определениями процессуальности, незавершенности, потенциальности, безграничности.
Симптоматично, что в 1965 г. американский футуролог и публицист Э. Тоффлер в первый раз применяет термин «шок будущего» для обрисовки «разрушительного стресса и дезориентации, какие порождают у особей чересчур значительные перемены, совершающиеся за чересчур краткое время». В личном труде «Шок будущего» исследователь пробуждает вопрос образования, устремленного на перемены, постигает вероятности приспособления, подготовки народа к будущему. [20, с. 127]
В абстрактном плане разработка вопроса основания типа будущего сопоставляется в первый черед со стержневыми тезисами, относящимися к образу как базовой психологической категории и существенному компоненту психического существования. Тут пользующимися престижем являются работы:
1) Л.С. Выготского;
2) А.А. Потебни;
3) А.А. Ухтомского;
4) Ж. Пиаже;
5) М.М. Бахтина;
6) А.Н. Леонтьева;
7) С.Д. Смирнова;
8) А.В. Петровского;
9) М.Г. Ярошевского.
Изучения П.К. Анохина, Б Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, В.М. Русалова положили основу разработке идеи о системном, многоуровневом нраве антиципации как фундаментальной способности человека к предваряющему отображению, что важно учесть при организации прогностической деятельности в процессе профессионального образования. [11, с. 87]
В цепи обследований представления о будущем подвергаются анализу в контексте проблематики житейского колеи особы, личностной организации времени существования. Наиболее авторитетными представителями поданного течения исследований в отечественной и зарубежной психологии выказываются С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, Ж. Нюттен, К. Левин.
Так, в произведении «Время личности и время жизни» К.А. Абульханова в соавторстве с Т.Н. Березиной разносторонне рассматривают вопрос личностной организации времени в системе темпоральных воззрений. «Организация времени» является одним из основных представлений в предоставленном подходе, развернутом в целой серии эмпирических обследований, в том числе отданных способам планирования будущего и их взаимоотношения с вероятной материализацией планов. [1, с. 109]
Наряду с этим, вопрос основания типа будущего в данное время насыщенно разрабатывается и на уровне диссертационных изучений. За последние годы, в особенности с начала 2000-х и до настоящего момента, защищены кандидатские диссертации, где образ будущего многопланово сопоставляется с разнообразными личностными свойствами, в том числе:
1) с Я-концепцией, картиной мира (Е.В. Разгоняева, Е.Б. Быкова);
2) с мотивацией к саморазвитию (А.А. Тихонова);
3) с постижением личностных детерминант ответственного отношения особы, к формированию образа личного будущего (Т.Е. Федосеева);
4) с формированием целеполагания (А.В. Жилинская);
5) со становлением временной перспективы (Е.А. Медовикова);
6) с постижением ценностно-смысловых предикторов уравновешенной временной перспективы особы старшеклассника (О.А. Проконич);
7) с развитием ценностной перспективы образа вероятного «Я» в ранней юности (К.М. Щербакова). [6, с. 171]
Установление жизненных планов, временной перспективы будущего, способности к целеполаганию, образование обстоятельств для модифицирования ценностного взгляда учащихся к личной жизни, выковывание индивидуальной ответственности за своё поведение, стимулирование плодотворных моделей поведения – главнейшие течения практико-ориентированных программ, разработанных Н.Н. Толстых, Т.Н. Осиповой, С.А. Захаровой, З.З. Утягановой на базе таких образовательных организаций, как школа, лицей профессионального образования, университет. [1, с. 3]
В проведении исследования О.И. Даниленко и О.И. Юревич подвергается рассмотрению взаимосвязь величины антиципационной обеспеченности с величиной экзистенциальной исполненности и её компонентов. [6, с. 95]
Итоги исследования санкционировали авторам рекомендовать применять их в практике консультирования и тренировке с целью оказания людям содействия действеннее одолевать житейские трудности благодаря более обдуманному и реалистическому восприятию предстоящих событий.
Ссылаясь на государственные документы, нужно обратиться, вначале, к федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», где дана дефиниция основного понятия профессионального образования.
Более отчетливое уразумение требований определенной специальности, детальное описание квалификации, которая необходима работнику для реализации той или иной профессиональной деятельности показана в иных государственных документах – Профессиональных стандартах.
Наиболее бесспорный проблемный аспект являет собой недостаточность именно педагогических разработок вырабатывания образа будущего в старшем школьном возрасте в ходе профессионального образования. Тем не менее, даже на уровне диссертационных изучений (особенно за последние три года) отмечается довольно сильное вырабатывание психологических изучений, которые направлены на исследование образа будущего в соотношение с разными личностными свойствами и особенностями. [16, с. 196]
1.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова К.А., Березина ТН. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
2. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13. – СПб., 1998. – 19 с.
3. Белоусова А.К. Атлас востребованных профессий и профессиональных проб «Пропуск в профессию»: методическое пособие. – Абакан: издательство ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА», 2017. – 134 с.
4. Браун О.А. Понятие «психологическое будущее личности» в контексте исследования жизненного пути // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. – 2011. – № 4 (48). – С. 131-135.
5. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – М.: Изд-во «Смысл». 1998. – 257 с.
6. Даниленко О.И., Юревич О.Ю. Взаимосвязь уровня антиципационной состоятельности с характеристиками экзистенциальной исполненности человека. // Бехтерев и современная психология человечности: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. (к 130-летию организации первой в России психофизиолог, лаб. в г. Казани). / отв. ред. Л. М. Попов. – Казань: Отечество, 2015. – С. 171-178.
7. Касавин И.Т. Познание // Новая философская энциклопедия. – М., 2001. – 158 с.
8. Клочко В.Е., Галажинский Э.В., Краснорядцева О.М., Лукьянов О.В. Системная антропологическая психология: понятийный аппарат // Сиб. психол. журн. – 2015. – № 56. – С. 9-20.
9. Куликовская И.Э., Габеев В.Т., Миронова Е.Н. Проблема формирования образа профессий будущего в современных исследованиях. // Современное педагогичнское образование. – 2021. – № 1. – С. 19-24.
10. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образцов возможного будущего // Вопр. психологии. – 2001. – № 1. – С. 57-66.
11. Ломов Б.Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими // Как вести за собой. – М., 1982. – 127 с.
12. Медовикова Е.А. Становление временной перспективы личности студентов с различными уровнями осознанной саморегуляции: автореф. дис. канд. психол. наук. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 2016. – 24 с.
13. Михальский А. В. Психология конструирования будущего. – М., 2014. – 290 с.
14. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. / под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 608 с.
15. Осипова Т.Н. Рабочая программа психологического курса «Целеполагание и построение жизненной перспективы» / КГБОУ «Ребрихинский лицей профессионального образования». – Ребриха, 2014. – 13 с.
16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 496 с.
17. Проконич О.А. Ценностно-смысловые предикторы сбалансированной временной перспективы личности студентов вуза в период обучения: автореф. дис. канд. психол. наук. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 2016. – 22 с.
18. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб.: Речь, 2003. – 352 с.
19. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
20. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. – М.: ACT, 2002. – 557 с.
21. Утяганова З.З. «Образ будущего» в процессе самореализации студентов в вузе // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 13. – С. 3-7.
22. Эпштейн М.Н. Философия возможного. – СПб.: Алетейя, 2001. – 334 с.