Фрагмент для ознакомления
2
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Аннотация. В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.
Ключевые слова: образовательная среда; нарушение, дизартрия, логопедия, дыхание, коррекция, диагностика.
На сегодняшний день одной из проблем современной логопедии является проблема дизартрии у дошкольников. Подобное нарушение речи у дошкольников является актуальной проблемой по причине того, что коррекция данного нарушения представляет собой сложность. Это обусловлено тем, что дыхание представляет собой важную функцию жизнеобеспечения человека. По причине этого у детей с подобным нарушением речи необходимо проводить коррекцию дыхания.
Дизартрия – нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребёнка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата. Связь органов речи с центральной нервной системой ухудшается, и ребенок испытывает трудности в правильном произношении звуков.
Чаще всего у детей с нарушениями речи существуют различные нарушения дыхание. Многие авторы в своих методиках отводят важное значение именно развитию данного показателя. Речевое дыхание – это процесс дыхания во время речи. А именно умение в процессе высказывания осуществлять короткий глубокий вдох и постепенно использовать воздух для логичного завершения предложения или фразы. Правильно организованное речевое дыхание позволяет голосовому аппарату работать без излишнего напряжения, используя логические остановки для расслабления связок, сохраняет плавность речи, позволяет использовать всё многообразие интонационных средств выразительности, соблюдать паузы и т. д. При дизартрии за счёт патологии иннервации дыхательной мускулатуры происходит нарушение речевого дыхания [3].
Изучением особенностей речевого дыхания в качестве особой системы психомоторных реакций занимались Д.К.Вильсон, А.П. Зильбер, А.Г. Хрипкова. Вопросами речевого выдоха занимались М.Ф. Фомичева, А.Е. Хватцев, О.В. Правдина. Ведущую роль речевого дыхания для формирования полноценного звукопроизношения отмечает А.Г. Ипполитова [1].
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Это обуславливает актуальность того, что в логопедической практике важное значение отводится постановке звукопроизношения. При разработке различных методик авторы важное значение отводят голосоподаче и голосоведению.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ворошнина Л.В. Развитие речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для академического бакалавриата [Текст]. / Л.В. Ворошнина. // 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2019. - 158 с.
2. Галасюк И.Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учеб. пособие для СПО [Текст]. / И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. - 179 с.
3. Колесникова Г.И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО [Текст]. / Г.И. Колесникова. // 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. - 176 с.
4. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. [Текст] / В.И. Яшина. – М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 149 с.