Фрагмент для ознакомления
2
славянофилами идеи о аполитичности русского народа и был уверен в негативности этих проповедей, ошибочности их сути и несоответствия их менталитету и характеру русского народа, уничижающими его достоинство. В.С. Соловьев был уверен в ложности этого направления пути славянофилов, которые напрочь отрицали западные ценности и результаты исторического развития западных обществ.
Примечательно, что руководство России выразило на выступления В.С. Соловьева во Франции реакцию такую же, как и славянофилы. Во взглядах В.С. Соловьева руководство страны увидело желание ограничить интересы России. И об этом было доложено императору Александру III. Вернувшись в Россию из Франции, В.С. Соловьев практически прекратил свою в прошлом активную общественно-политическую деятельность. Причины этому могут быть разными. Возможно, он старался избегнуть политических преследований. Он целиком занялся своей научно-исследовательской работой.
В дискуссиях о национальной русской идее В.С. Соловьев практически полностью продолжает линию, установленную Ф.М. Достоевским. Он разрабатывает далее тот содержательный и глобально-исторический взгляд на само понятие «русская идея», который существовал в этот период времени и был крайне противоречив.
Ф.М. Достоевский в своих работах и произведениях описывал три основные идеи – идею католицизма, старого протестантизма и русскую идею. В.С. Соловьев выделял настоящую русскую идею и отграничивал её от многословных рассуждений о ней, которых существовало великое множество. Среди отклонённых В.С. Соловьевым рассуждений – мысль об официальной России, а также рассуждения тех людей, кто считал идеалом допетровскую Россию. В.С. Соловьев весьма критически писал и обосновывал свою критику национализма, панславизма, обскурантизма, национального партикуляризм, сутью которых было – видеть единственно правильный путь и благоденствие для России в её отгорожении от других стран, в особенности от Запада.
В.С. Соловьев утверждает и доказывает, что изоляции никогда не существовало в реальной истории России. И если бы она самоизолировалась на самом деле, то никогда бы христианство не стало бы нашей религией, у России не было бы богатейшей и интереснейшей и самобытной культуры, которая у неё есть сейчас.
В.С. Соловьев аргументированно спорил со славянофилами ещё и потому, что их идеи противоречили его собственным морально-религиозным убеждениям, его мысли о Богочеловечестве.
В.С. Соловьев утверждал, что главное в судьбе русского народа – это то, что он – христианский народ и должен соединиться с другими христианскими народами в их совместной жизни во всем христианском мире.
В. С. Соловьев пришел к выводу о том, что русская идея – это лишь часть общемировой христианской идеи. И в настоящее время она весьма далека от реального воплощения. А препятствует её воплощению идеи русского национализма, ложные идеи о единственно правильном православии, нетерпимость к людям других христианских конфессий, отсутствие вдохновения к поиску пути к мировой церкви.
В.С. Соловьем уверен, что первый шаг на этом пути уже состоялся и являлся отменой крепостного права 19 февраля 1861 года, но движение на этом пути еще предстоит России ещё предстоит, и оно будет предельно долгим. В.С. Соловьев считает, что “тело” России свободно, но национальный дух её ещё ждет своего 19 февраля.
К концу жизни В.С. Соловьев испытывал жестокое разочарование в предназначении России и во вселенской теократии. Причина этому была в наблюдаемом им полном безучастии общества к положению народа в период голода 1891г. Он видел теперь бездуховность России и отсутствие гражданского общества.
Не вызывает сомнений, что религиозная философия В. С. Соловьева открыла совершенно новый период развития философии в России, она сделала новым собственно характер русского философствования и вывела русскую философскую мысль на абсолютно новую ступень создания стройных и завершенных философских систем.
Работы В.С. Соловьева, его философия всеединства утвердили в русской религиозной мысли язык и методологизм для создания практически любой темы, в том числе русской идеи. Критически важно, что проблематика русской идентичности и русская идея фактически стала одной из основных у В.С. Соловьева. Самая большая часть его работ посвящена ей: сборник статей «Национальный вопрос в России» (1883 - 1891), «Русская идея» (1888), «Владимир Святой и христианское государство» (1888), «Русский национальный идеал» (1891), «Византизм и Россия» (1896) и другие. А поскольку В.С. Соловьев никогда не руководствовался никакими крайностями, его работы почти всегда носят характер полемики, что есть прекрасный образец осмысления русской идеи, вписанной в системное философское миросозерцание.
В.С. Соловьев неизменно обращался к русской идее в осмыслении Ф.М. Достоевского, что является хорошим аргументом о преемственности русской философской мысли. Он постоянно апеллировал прежде всего, к религиозной части идеи о всечеловеческом единении и всемирной отзывчивости русской души, так хорошо проработанной в произведениях Ф.М. Достоевского. В «Предисловии» к работе «Три речи в память Ф.М. Достоевского» (1881-1883) Соловьев писал: «В трех речах о Достоевском я не занимаюсь ни его личной жизнью, ни литературной критикой его произведений. Я имею в виду только один вопрос: чему служил Достоевский, какая идея вдохновляла всю его деятельность?»
Для В.С. Соловьева Ф.М. Достоевский был, прежде всего, христианским мыслителем, а поэтому творчество его полностью принадлежит не только русской литературе, но и мировой культуре. Он был уверен, и с этим невозможно не согласиться, что к Достоевскому категорически нельзя относится как просто к талантливому писателю, хорошему, умному
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гулыга А. В. Русская идея и её творцы. М.: ЭКСМО, 1995, 447 с.
2. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 тт. — Л.: Наука, 1993, т. 11.
3. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 тт. — Л.: Наука, 1993, т. 14.
4. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Л.: Наука, 1972—1990, том 16.
5. Маслин Μ. Α. Достоевский Федор Михайлович // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
6. Носов А. В защиту «Русской идеи» Владимира Соловьева, вступительная статья к публикации: Трубецкой С.Н. Неопубликованное письмо в редакцию «Московских ведомостей». – «Новая Европа», 1994, №4.
7. Сластенин В.А. Национальная идея как фактор цивилизационного развития России. УДК 379.369.
8. Сыромятников О. И. Поэтика русской идеи в «великом пятикнижии» Ф. М. Достоевского. — Пермь: Маматов, 2014. — 366 с.
9. Тимошина Е. В. Теория «Третьего Рима» в сочинениях «Филофеева цикла» // Правоведение. — 2005. — № 4.
10. Философические письма. — Казань: Тип. Д. М. Гран, 1906, 99 с.