Фрагмент для ознакомления
2
Методика формирования культуры безопасности в системе физического воспитания школьников
Безопасность среды – важнейшее условие, обеспечивающее обучение и развитие ребенка. От не зависит и состояние здоровья учащегося, и его субъективное ощущение психологического комфорта в условиях обучения.
В 48 статье Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» речь идёт о том, что «педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».
Сложность работы со школьником, особенно учащимся начального и среднего звена, заключается в том, что его организм проходит стадию активного развития, и зачастую сам ребенок не может объективно оценивать свои физические возможности и дать отчет о своем физическом состоянии. Это – в совокупности с условиями среды, плохо учитывающими возможный травматизм – создает ситуации, где учащийся может нанести вред своему здоровью. В первую очередь, это опасно само по себе – как удар по здоровью ребенка, во-вторую, негативный опыт травматизма в процессе обучения закрепляет у ребенка тревогу в ситуации занятия, создает дискомфортную психологическую атмосферу.
Культура безопасности – уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, знанием стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
В системе физического воспитания школьника культура безопасности подразумевает такие направления:
1. Умение работать со спортивным оборудованием, знание правил спортивных игр.
2. Внимание к своему физическому состоянию, постоянная самооценка состояния.
3. Понимание своих физических возможностей, их лимитов, грозящих травмой.
4. Информированность, общие представления о том, какие действия нужно предпринять в случае получения травмы, ухудшения самочувствия.
Аналогично к педагогу физической культуры предъявляются требования, исходя из этих пунктов: инструктировать школьников по работе с инвентарем и тренажерами, не допускать неправильного использования, разъяснять правила спортивной игры, вовремя реагировать на жалобу учащегося на плохое самочувствие, знание возрастных особенностей учащихся и возрастных ограничений.
Формирования культуры безопасности в системе физического воспитания школьников включает в себя следующие сферы работы:
1. Формирование внутренней установки на сохранение здоровья и благополучия. Современный мир предъявляет к человеку большие требования во всех сферах, и стремление к достижению может стать причиной пренебрежения здоровьем. Необходимо формировать у школьника понимание, что физическое развитие следует рассматривать в долгосрочной перспективе и не наносить себе вред для достижения сиюминутного результата – особенно это касается участников спортивных секций, юных спортсменов.
2. Формирование культуры поведения в целом и культуры спортивного поведения. Это способность уважать соперника в игре, внимательно относиться не только к своему, но и к чужому здоровью (не решать споры дракой, не толкать соперника, не создавать потенциально травматичные ситуации, разбросав инвентарь и пр.)
3. Формирование кругозора в области безопасности. Педагог работает с целым классом детей, и даже стараясь соблюдать принципы индивидуального подхода и учета возможностей здоровья, не может одновременно контролировать состояние каждого ученика.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бовкун О.А. Пути формирования культуры безопасности учащихся в средней общеобразовательной школе // Вестник Воронежского государственного технического университета, № 3-2, 2013, с. 9-10.
2. Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности школьников. Электронный ресурс. Режим доступа: https://old.altspu.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N4_2001/moshkin/moshkin.pdfДата обращения 21.04.2021.
3. Семакова Л.А. Культура безопасности и ее формирование у обучающихся. Электронный ресурс. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13252/2/2020semkovala.pdf Дата обращения 21.04.2021.