Фрагмент для ознакомления
2
обучении ребенка, и считались обязательными атрибутами хорошо воспитанного человека.
Даже если мы говорим о низших слоях населения, где уровень образования был низок, зачастую образованием целенаправленно занимались только в рамках усвоения профессии, то и здесь мы отмечаем глубокий интерес к народному творчеству, песням, хороводным танцам, музыке.
Д.И. Писарев критиковал постановку музыкального воспитания ребенка в семейных условиях, но настаивал на необходимости системного формирования музыкального образования [4, 18].
В работах наиболее известных педагогов-музыкантов конца XIX и начала XX в. (А. Пузыревский, А. Маслов, А. Карасев, С. Миропольский и др.) нашли отражение идеалистические теории, с позиций которых дается объяснение процессам музыкального развития. Так, например, по мнению А. Пузыревского, народам, находящимся на низших ступенях культуры, свойственна музыка, в которой доминирует ритм как простейший элемент выразительности, громкое звучание, плясовое, маршевое начало. Подобный характер музыки примитивно влияет своей силой и подвижностью, а не своим содержанием.
Исторически развитие ребенка происходило в разноплановых видах музыкальной и ритмической деятельности и не заключалось в одном только слушании музыки. Ребенок должен был изучать сочетаемость музыкального ритма с движением, понимать эмоциональное наполнение музыки, ее оттенки (грустная, веселая, для танца и пр.).
Классификация исторических направлений музыкального развития:
1. Танцевальные занятия. Эти занятия особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные. В настоящий момент танцевальные занятия утеряли свою самоценность и рассматриваются скорее как здоровьесберегающая технология, но в историческом контексте они носили статусный характер.
2. Ритмические занятия. В отличие от танцевальных, движения в ритмических уроках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические упражнения выполняются под счет.
3. Певческие занятия. Маленький ребенок учится подпевать взрослому, потому что собственный артикуляционный аппарат у него еще слаб, используется хоровое разучивание песен. Более взрослые учащиеся могут получать индивидуальные уроки пения. Хоровое пение было широко распространено в церковных образовательных учреждениях.
4. Игра на музыкальном инструменте. Ее также можно отнести к статусным атрибутам музыкального образования, но нужно отметить, что существовали и многие народные музыкальные инструменты, доступные широкому кругу пользователей.
Обобщая, мы видим, что и в современном образовании сохраняются эти же формы музыкального развития. Но, кроме того, развитие педагогики, физиологии и смежных наук, предложило нам достаточно новое направление в этой среде – дыхательная и артикуляционная гимнастика так же может быть отнесена к направлению музыкального развития.
Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения «Задуй свечу», «Надуй шарик», подражания животным, «Звук вокруг» – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д. [3, 16]
Является ли эта область новшеством как таковым – вопрос неоднозначный, потому что существует многовековая традиция разучивания с малышами попевок, поговорок, других игр, развивающих речевой аппарат. Правильно было бы выразиться таким образом: современная педагогика подвела научную базу под музыкальную практику, существовавшую ранее, и позволила увеличить ее эффективность.
Музыкально-ритмические занятия, пение, танец – эти виды деятельности на всех исторических этапах предоставляли огромный простор
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Власенко О. П., Лысова Е. А., Луценко Е. А. Художественно-эстетическое развитие. Музыка. – М.: Учитель, - 2016. – 66 с.
2. Гавришева Л. Н. Календарное планирование образовательной деятельности по музыкальному развитию. ФГОС. – М.: Детство-пресс, 2019. – 48 с.
3. Затямина Т. А. Музыкальное занятие в детском саду. Технология проектирования. – М.: Учитель, 2019. – 98 с.
4. Константинова И. С. Музыкальные занятия с особым ребенком. Взгляд нейропсихолога. – М.: Теревинф, 2018. – 392 с.
5. Микляева Н. В., Галкина М. А., Демина В. А. Музыкальное развитие дошкольников. – М.: Сфера, 2015. – 160 с.
6. Тютюнникова Т. Э. Музыка детства. Ремесло и искусство педагога. Концептуально-методические основы музыкального воспитания. – М.: Бином Детства, 2019. – 80 с.