Фрагмент для ознакомления
2
Статья на тему:
«Духовно-нравственные ценности осетин»
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности становления и развития духовно-нравственных ценностей осетин. Ценностные ориентации и поведенческие стереотипы осетин формировались объективно и исторически. Зародившись в глубокой древности, адаптируясь и обогащаясь в каждом новом поколении, они фиксировались в качестве закрепленного традицией социального опыта - устойчивого этнокультурного наследия.
Ключевые слова: ценности, духовно-нравственные ценности, духовность, нравственность, осетины, традиции, обычаи.
Общепризнанные нормы нравственного поведения осетин, освящённые обычаями, этническими ценностями и обычаями, обобщены в государственном моральном кодексе - «жфсарм».
«Жфсарм» означает не только комплекс общепризнанных норм поведения, но еще впечатлении и ощущения, связанные с соблюдением благопристойности в отношениях между людьми.
Без сомнения, осетинский «жфсарм», сформировавшийся в процессе исторического развития народа, довольно противоречив: почти все в нём отжило личный век, но большую часть норм, эмоций и волевых качеств «жфсарма» эффективны и в наше время и составляют эталоны этнического воспитания.
Общепризнанные нормы воспитательных основ осетин установились еще в глубочайшей древности. Ценностные ориентации и поведенческие стандарты осетин создавались беспристрастно и исторически.
Зародившись в глубочайшей древности, адаптируясь и обогащаясь в новом поколении, они фиксировались в качестве закрепленного общественного навыка - стойкого этнокультурного наследства.
У осетин (северных и южных) в собственных проявлениях они связаны с нравственно-поведенческим кодексом «агъдау». Данный кодекс и в настоящее время содержит ярко воплощенное знаковое содержание, символику и образованный статус главного хранителя «осетинского порядка», а в обычный период он регулировал все сферы общественной жизни.
Значения семьи у осетин, занимает важное место в нравственной иерархии. Большая семья, самодостаточная и направленная на самосохранение, в абсолютной мере актуализировала классическую соционормативную культуру осетин, но в первую очередь, ее патриархальные ценности.
По свидетельству С.В. Коха, в 1885 году, «члены семьи живут умиротворенно друг с другом , и я не разу не сталкивался с патриархальными сценами, как они описаны в Библии»
Возвышенный авторитет семейных ценностей осетин подтверждается и ситуацией более статусного функционирования семей, обращенных к бытовому очагу и дому. Общепризнанные нормы, упорядочивающие отношения большой патриархальной семьи, приобретали общественный характер и считались воплощением классической соционормативной культуры.
Выражение домашних (патриархальных) ценностей осетин считается существовавшие особенности их жилья - хадзар. Планировка жилья была настолько же символична, сколь и информативна, в ней отражался и домашний уклад, и вся его церемониальная сложность. В общем в конструктивно-композиционных особенностях организации жилья, классической народной проксемике, символически разделяющей жилое место (на женское и мужское, молодежное и зрелое и т.д.) в конечном счете - на более и менее элитное, в абсолютной мере закреплена система народных ценностей.
Так, более элитное место принадлежало центральной фигуре семьи, ее главе - «хадзарыхицау». Он обладал возможностями в материальной , духовной и других сферах жизни семьи и был хранителем и носителем моральных ценностей, «закона» бытового круга.
Показать больше