Фрагмент для ознакомления
2
Внедрение инновационных разработок в таможенном деле с учётом глобализационных процессов в странах ЕАЭС
Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года определены основные задачи, которые должны решать таможенные органы в современных экономических, политических и социальных условиях. Особую значимость среди этих задач приобретают вопросы повышения эффективности таможенного контроля и его оперативность.
Участие России в экономических интеграционных и глобальных группировках стран, ежегодно возрастающий товаропоток, ограниченность ресурсного потенциала таможенных органов, выполнение контрольных показателей эффективности их деятельности, вынуждают таможенные органы корректировать свою деятельность. На первый план в данном вопросе выходит максимальное облегчение торговли без ущерба в виде понесенных издержек для участников внешнеэкономической деятельности.
Проведенный анализ показал, что увеличение масштабов торговли неизбежно ведет и к возрастанию рисковых ситуаций в процессе таможенного контроля, связанных с нарушением таможенного законодательства.
В современных условиях задача управления таможенными рисками является на сегодняшний день одной из главных задач таможенных органов. Прежде всего, это связано с тем, что международное законодательство в области таможенного дела требует упрощения таможенных формальностей для участников внешнеэкономической деятельности, далее - участников ВЭД, наряду с минимальным, но, тем не менее, действенным таможенным контролем. Такого рода баланс можно достичь, применяя, помимо современных информационных технологий, научные подходы по организации таможенной деятельности.
Development strategy of the customs service of the Russian Federation till 2020 determined the main tasks to be solved by the customs authorities in the current economic, political and social conditions. Of special importance among these objectives, issues of efficiency of customs control and its efficiency.
Russia's participation in the economic integration and global groups of countries, annually increasing flow of goods, limitation of resource capacity of customs authorities, execution of control indicators of efficiency of their activities, compel the customs authorities to adjust their activity. To the fore in this issue goes the maximum facilitate trade without prejudice in the form of incurred costs for participants of foreign economic activity.
The analysis showed that the increase in trade inevitably leads to the increase of risk situations in the process of customs control related to the violation of customs legislation.
In modern conditions the task of the customs risk management is today one of the main tasks of the customs authorities. First of all, due to the fact that international legislation in the field of customs requires simplification of customs formalities for participants in foreign economic activity, further - participants of foreign economic activity, along with the minimal, but nonetheless effective customs control. Such a balance can be reached applying, in addition to modern information technologies, scientific approaches to the organization of customs activities.
Принципиальными требованиями к реализации схемы проведения последовательного контроля, обеспечивающими минимизацию времени проведения контроля и максимально эффективное использование кадровых ресурсов таможенных и иных контролирующих органов, являются:
осуществление контроля в рамках единого пункта пропуска, совместно используемого государственными контролирующими органами сопредельных государств в целях минимизации времени проведения контроля и совместного или поочередного использования объектов таможенной инфраструктуры;
формирование утвержденных уполномоченными органами сопредельных государств технологической схемы проведения контроля с четкой регламентацией последовательного порядка прохождения всех видов государственного контроля, фиксации начала и окончания каждого этапа контроля;
организация движения одновременно по нескольким полосам первичной проверки, с выделением одних из них для легковых автомобилей и автобусов, а других – для грузового автотранспорта;
реализация технологии «зеленого коридора» для легковых транспортных средств, которые принадлежат физическим или юридическим лицам; не сняты с учета; не являются объектом внешнеэкономических контрактов и используются исключительно для перемещения через государственную границу личных вещей граждан и товаров (не подлежащих обязательному письменному декларированию и обложению налогами).
формирование единого документа (талона контроля), обеспечивающего фиксацию результатов контроля таможенными и пограничными органами сопредельных государств.
В условиях интеграционных процессов традиционные для всех государств-участников ЕАЭС задачи по обеспечению соблюдения таможенного законодательства, пополнению бюджета государства, пресечению правонарушений в сфере таможенного дела трансформируются с учетом формирования единой таможенной территории, изменения порядка уплаты таможенных пошлин, унификации законодательства государств-участников интеграционного процесса, что предполагает изменение приоритетных направлений модернизации механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности ЕАЭС .
Евразийский интеграционный процесс призван стать частью политики экономического развития, включающей активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала стран постсоветского пространства, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью с широкой кооперацией и специализацией производства.
В рамках согласованной модернизации экономик России и других стран ЕАЭС появляется возможность решить проблемы, которые ранее не могли решаться на основе их двустороннего и многостороннего сотрудничества:
1) возможность организовать процесс расширенного воспроизводства преимущественно на базе собственных ресурсов и внутреннего спроса при одновременном расширении взаимодействия с внешним миром и повышении конкурентоспособности всего региона;
2) решение стратегической задачи преодоления совместными усилиями периферийного характера экономики региона и устранении в нем чрезмерной экономической и социальной дифференциации, оказании адресной помощи менее развитым участникам и обязательствах последних по участию в общих проектах;
3) формирование в рамках интегрируемого сообщества системы перераспределения выгод и компенсации потерь от интеграционных проектов. .
Создание Евразийского экономического союза позволяет обеспечить
новые возможности развития национальных экономик государств
постсоветского пространства. Вступление в союз обеспечивает, во-первых, гарантированное развитие регионального рынка, смягчающего последствия колебаний мировой экономической конъюнктуры, во-вторых, проведение активной экспортно-импортной политики по обеспечению торгово-
экономических интересов общего таможенного пространства в ВТО и других международных организациях, в-третьих, создает предпосылки для формирования экономической модели единого экономического пространства. С созданием ЕАЭС формируется единый масштабный рынок со свободным движением факторов производства, со значительным экономическим потенциалом, дающим новый импульс процессу либерализации условий для ведения ВЭД, и позволяющим государствам-участникам и выйти на более интенсивные темпы экономического роста .
государства-члены ЕАЭС рассматривают внутренние рынки друг друга с позиций доступного и емкого экспортного рынка, тогда как свои национальные рынки предусматриваются для замещения импорта, в том числе из государств-членов ЕАЭС, собственной продукцией.
Вместе с тем, создание Евразийского экономического союза предполагает согласование основных принципов и инструментов таможенно-тарифной политики, системы запретов и ограничений во внешней торговле, которое должно привести к повышению уровня диверсификации экспорта и повышению в экспорте доли инвестиционных товаров, способствовать модернизации экономик стран ЕАЭС и увеличению инновационной активности предприятий государств-членов союза. В настоящее время основные направления таможенно-тарифной политики формируются государствами-членами ЕАЭС разрозненно, отсутствует единая концепция
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байнев В.Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития // Теоретическая экономика. 2014. № 3. С. 30-35.
2. Басенко А.М., Вишнякова С.В. Конвенции и соглашения, регулирующие международные перевозки. Ростов-на-Дону: РГЭУ. Т.2. 2011. – С.123
3. Бельянинов А.Ю., Мантусов В.Б. Интеграция стран СНГ: этапы, условия и предпосылки взаимодействия: монография. - М.: Научная книга, 2012. – С.76
4. Годунов, Д. Инструменты ЮНКТАД // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2014. – № 10. – С. 57
5. Ершов А.Д., Евдокимов Е.А., Доля А.Н. Теория и методология формирования «сервисной таможни»: монография. СПб.: С.-Петерб. Филиал РТА, 2005. – С.146
6. Зуев В. Н. Наднациональный механизм в теории интеграции //Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 4. - С. 37
7. Мансуров Т.А. ЕврАзЭС - от экономического сотрудничества к единому экономическому пространству. - М.: Русраритет, 2011. – С.112
8. Мацкевич В.В. Аспекты экономической интеграции в СНГ в современных условиях // Белорусский экономический журнал. 2014. № 1. С. 10-17
9. Осипов Г.В., Садовничий В.А., Якунин В.И. Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития страны. М.: ИСПИ РАН, 2013. – С.54
10. Рыжова, Н. Последствия реформ внешнеэкономической деятельности для приграничных регионов России: политэкономический анализ // Вопросы экономики. – 2011. – № 12. – С. 118