Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Финансовое планирование, как составная часть планирования в государственных учреждениях, является процессом разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности их финансово-хозяйственной деятельности в предстоящем периоде.
Таким образом, финансовое планирование трансформирует цели организации в конкретные количественные и качественные показатели потребности в финансовых ресурсах, их объема и источников, условий и времени привлечения, выбора объектов финансировании (инвестиций) и получения отдачи (эффекта) от их использования.
Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ), с 1 января 2011 г. на территории Российской Федерации действуют государственные учреждения трех типов: казенные, бюджетные (нового типа) и автономные. Для каждого из них предусмотрен свой порядок финансового обеспечения, в том числе финансового планирования.
Целью финансового планирования является обоснование стратегии развития государственных учреждений с позиции компромисса между доходностью, риском и ликвидностью, а также определение необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения данной стратегии. В результате объектами финансового планирования выступают, с одной стороны, объем оказания услуг и требуемые для этого нормативные затраты, с другой - финансовые ресурсы и денежные средства, необходимые для обеспечения государственного задания.
1.Необходимость финансового планирования в бюджетных организациях и учреждениях
Основными причинами, определяющими необходимость планирования в государственных учреждениях, являются:
- неопределенность будущего развития, обусловленная динамизмом внешней среды и влиянием множества факторов, которые в процессе планирования идентифицируются, их воздействие оценивается и по возможности регулируется;
ограниченность ресурсов, доступность которых определяется их ценой, формируемой на основе спроса-предложения, которая в процессе планирования сопоставляется с получением возможного результата от привлечения ресурсов;
координирующая роль планирования состоит в том, что отражение в нем целевых установок увязывает перспективную, текущую и оперативную деятельность организации в определенную систему, позволяющую работать ритмично и т. п.
Планирование в государственных учреждениях, являясь функцией и методом управления, представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения.
Для того чтобы достигнуть цели, финансовое планирование должно решать следующие задачи:
экономически обосновать необходимый общий объем финансовых ресурсов, а также в разрезе их источников. Это позволит маневрировать финансовыми ресурсами, избегать возникновения диспропорции при переходе от перспективного планирования к текущему, от прогнозов - к планам;
определить объем и направления использования финансовых ресурсов, установить приоритеты в их расходовании. Это обеспечит сбалансированность доходов и расходов, притока и оттока денежных средств;
увязать между собой план государственного задания, объем оказания услуг, реальных и финансовых инвестиций. Это позволит сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, обеспечить их экономное и эффективное использование;
выявить и мобилизовать резервы снижения себестоимости и роста прибыли;
определить финансовые взаимоотношения с бюджетами, внебюджетными фондами, кредиторами и контрагентами государственного образовательного учреждения, обеспечивая при этом соблюдение интересов всех участников финансовых отношений;
обеспечивать стабильное финансовое состояние, кредитоспособность и привлекательность государственного образовательного учреждения.
Организация финансового планирования в государственных учреждениях должна строиться на следующих принципах:
принцип единства предполагает, что все разрабатываемые финансовые планы должны быть взаимосвязаны и направлены на реализацию общей цели, образуя единую систему;
координация финансовых планов выражается в том, что планирование деятельности отдельных структурных подразделений невозможно вне связи с другими;
принцип участия означает, что каждый работник государственного образовательного учреждения становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции. В ходе такого участия формируется персональная ответственность за выполнение отдельных показателей финансовых планов и бюджетов;
принцип непрерывности заключается в том, что процесс финансового планирования должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла (периода планирования);
принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности и заключается в придании финансовым планам и финансовому планированию в целом возможности изменять свою направленность в связи с возникновением новых обстоятельств. Поэтому в планах необходимо предусматривать резервы безопасности (финансовых и материальных ресурсов и т. д.);
принцип поддержания платежеспособности состоит в обеспечении соответствия сроков поступления и расходования финансовых ресурсов и денежных средств в течение всего планируемого периода;
принцип предельной рентабельности обусловлен необходимостью выбирать те объекты и направления инвестирования, которые обеспечат требуемый организацией уровень рентабельности;
принцип сбалансированности рисков заключается в том, что проекты и программы могут быть включены в финансовый план только при условии соответствия допустимому уровню риска, установленному самим государственным образовательным учреждением;
принцип соответствия финансовых планов условиям и потребностям рынка предусматривает необходимость учитывать конъюнктуру рынка услуг, а также происходящие изменения .
Финансовое планирование в государственных учреждениях должно осуществляться по трем направлениям.
Долгосрочное финансовое планирование определяет важнейшие темпы, пропорции и показатели развития учреждения. Его основу составляет финансовая политика учреждения, представляющая собой систему принципов и методов для достижения целей и задач. Реализуется финансовая политика через финансовую стратегию (систему финансовых целей и задач, а также способов, путей и форм их достижения) и финансовую тактику (систему мер и мероприятий по реализации финансовой стратегии). Финансовая политика может разрабатываться как в целом по учреждению, так и по отдельным направлениям.
Текущее финансовое планирование является инструментом реализации финансовой тактики, отражает целевые финансовые показатели деятельности организации (ее финансовую стратегию) в отчетном году и необходимые для этого меры и мероприятия.
Оперативное финансовое планирование основывается на разработанных текущих финансовых планах и дополняет их. Его целью является контроль всех расчетно-платежных операций, осуществляемых в наличной и безналичной денежной форме.
Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ), с 1 января 2011 г. на территории Российской Федерации действуют государственные учреждения трех типов: казенные, бюджетные (нового типа) и автономные. Для каждого из них предусмотрен свой порядок финансового обеспечения, в том числе финансового планирования.
Так, с 1 января 2011 года финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет средств из бюджета на основе бюджетной сметы. Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет утверждены приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений».
Государственные бюджетные учреждения вправе применять бюджетную смету до конца июня 2012 г. (в так называемый переходный период). С 1 июля их финансовое обеспечение осуществляется в виде субсидии на выполнение государственного задания, предоставляемой на
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
2. Приказ Минфина РФ от 20 ноября 2007 г. № 112н «Об общих требованиях и порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»
3. Приказ Минфина РФ от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»
4. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
6. Лобанова, О.Л. Планирование-2017. Что нового ждет заказчиков //Госзакупки.ру - 2016. - № 9
7. Ловидова, А.Г. Закон № 44-ФЗ не сделал госзакупки эффективнее //Казенные учреждения. - 2015. - № 9
8. Плесков А.А. Концепция создания каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд //Госзакупки.Ру. - 2015. - № 8. Система «Госфинансы».