Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация: В статье рассматривается значительная роль внешней миграции в компенсации депопуляции в России. Анализируются проблемные аспекты российской миграционной политики в сфере управления иммиграцией. Обосновывается необходимость структуризации внешней и внутренней компоненты миграционной политики для современной России, а также обозначается необходимость перехода управления миграцией из силового пространства в экономическое поле.
Ключевые слова: миграция, иммиграция, миграционная политика, инструменты миграционной политики
Миграция уже давно является объектом различных исследований. В современных реалиях данное явление приобрело глобальное значение, так как уже давно стало привычным и постоянным. Сложившаяся сложная обстановка в мире с каждым годом осложняется мировыми кризисами и войнами, в связи с чем населению приходиться иммигрировать в поисках лучшей и безопасной жизни.
Раскрытие понятия «миграция» возможно с разных подходов той или иной науки, что говорит о комплексном анализе данного явления. Масштабность миграционных процессов в современном обществе и значимость тех социальных перемен, которые ими привносятся в экономическую, политическую, социокультурную жизнь стран и народов, требуют дальнейшего усиления внимания к их всестороннему исследованию, в том числе со стороны представителей социологии как интегративной науки, способной осуществить комплексный анализ миграции - сложного явления современной общественной жизни [1].
В качестве базы миграционных процессов в рамках исследования было взята Россия. Миграционная «привлекательность» России связана, с одной стороны, с географическим, геополитическим, геоэкономическим положением, обладает позитивным потенциалом в виде содействия потребности экономике за счет рабочей силы и выхода из демографической «ямы». С другой стороны — негативным, выражающимся в конфликтогенности между населением и приезжими, «мигрантофобии», которые становятся причиной национально-этнических столкновений.
В качестве цели настоящей статьи ставилось выявление ключевых аспектов, порождающих стремительное развитие миграционной потоков в стране. Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1. Выявление роли миграции в формировании населения, трудовых ресурсов, изменения этно-демографического состава, влияния на социально-экономическое развитие страны; 2. Определение ключевых проблем в области регулирования миграции на нормативно-правовом поле; 3. Разработка основных положений и практических рекомендаций по совершенствованию миграционной политики в интересах развития государства и общества.
При активном притяжении мигрантов в страну, миграционная политика остается одной из самых сложных и политизированных тем в российском обществе. С одной стороны, в политической повестке поднимается вопрос о необходимости увеличения численности населения, а, с другой стороны, миграция вызывает неоднозначную реакцию в обществе, сохраняются препятствия получения гражданства даже для этнических русских, переехавших в Россию. На протяжении последних лет отмечалось несовершенство миграционной политики в 1990–2018 гг. В качестве главных проблем выделяются: непоследовательность в подходах и направлениях ее реализации (Ж.А. Зайончковская, И.В. Ивахнюк, Л.И. Графова), отсутствие четких ориентиров (О.Д. Воробьева, В.А. Ионцев), несоответствие миграционной политики интересам наращивания демографического и трудового потенциала страны (Л.Л. Рыбаковский, С.В. Рязанцев, А.В. Топилин), бюрократизация процедур предоставления миграционных документов и гражданства (В.С. Малахов, В.А. Поставнин), необходимость развития программ адаптации и интеграции мигрантов (В.И. Мукомель, В.Ю. Леденева), нарушение порядка сбора статистических данных о мигрантах и несовершенство миграционного учета (О.С. Чудиновских).
В настоящее время Россия стала одной из крупнейших в мире стран по приему мигрантов, занимая в рейтинге ООН третье место после США и Германии по количеству иммигрантов. Международные сопоставления статистических данных по миграции вызывают много нареканий в силу отсутствия единого подхода к регистрации мигрантов, в 2015 г. в США насчитывалось 46,6 млн мигрантов или людей с миграционной историей («родившихся за рубежом»); в Германии – 12 млн, а в России – 11,6 млн человек. В относительном измерении у России более скромное 102-е место – всего 8,2% ее жителей рождены за пределами страны [6].
Необходимо отметить, что темпы роста численности иммигрантов в России на уровне некоторых европейских стран, составив в 2010–2015 гг. +0,4%. Это соответствовало темпам роста в Германии и Болгарии, а также близко к показателям Франции (+0,5%) и Бельгии (+0,7%). Более значительными темпами росла численность иммигрантов в Норвегии (+3.6%), Швейцарии (+2,9%), Нидерландах (+2,7%), Австрии (+2,2%), Швеции (+2,1%) .
Вклад внешней миграции в формирование численности населения России после распада СССР был значительным, но полностью компенсировать сокращение населения иммиграция не могла в силу значительного превышения числа умерших над числом родившихся. Например, с 1992 до 2017 г. миграционный прирост страны составил 9,4 млн человек, что компенсировало более 70% естественной убыли . Следует отметить, что при отсутствии внешней миграции население России сократилось бы до 136 млн человек к 2018 г. [4]. С уверенностью можно констатировать, что иммиграция стала своеобразной «подушкой демографической безопасности» России, которая частично амортизировала негативные демографические тренды.
Несмотря на стабильный положительный вклад иммиграции в демографическое развитие страны, российская миграционная политика в вопросах приема и интеграции иммигрантов не отличалась последовательностью. Неслучайно некоторые эксперты характеризуют российскую миграционную политику фразой: «Шаг вперед – два шага назад».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
[1] Воробьева О.Д., Рыбаковский Л.Л., Рыбаковский О.Л. Миграционная политика России: история и современность. М.: Экон-Информ, 2016.
[2] Ионцев В.А., Рязанцев С.В., Ионцева С.В. Новые тенденции и формы эмиграции из России. Экономика региона, 2016. Т. 12. Вып. 2. С. 499–509.
[3]Кожевникова Н.И., Рыбаковский Л.Л., Сигарева Е.П. Русские: этническая гомогенность? М.: РИНЦ ИСПИ РАН. 1998;
[4] Рязанцев С.В. Внешняя миграционная политика России: концептуальное обоснование и инструменты реализации // Международные процессы. Т. 14. № 4. 2016. С. 22–29.
[5] Рязанцев С.В. Интеграция мигрантов в контексте внешней миграционной политики России // Социологические исследования. № 1. 2018. С. 105–111. I
[6] International Migration Report 2015: Highlights. United Nations Population Division, Department of Economic and Social Affairs. New York, 2016. Ryazantsev S.V. Russia Needs a New Migration Policy // Russian Politics and Law. 2013. Vol. 51. No. 3: 80–88