Фрагмент для ознакомления
2
Авторы статьи ставят вопрос о назревшей необходимости преодоления чрезмерного внимания к вопросам энергобезопасности в исследованиях энергетической политики зарубежных стран. Для адекватного понимания и прогнозирования действий зарубежных партнёров российских энергетических компаний предлагается расширить изучение энергетической политики на уровне национальных государств, логика которой базируется на учёте ряда факторов, включая экономическую эффективность. Такой подход особенно актуален при изучении Германии, поскольку федеральное правительство, опираясь на постулаты социального рыночного хозяйства, стремится избегать вмешательства в международный бизнес энергетических компаний. На примере Германии анализируется связь национальной энергетической и экономической политики, эволюционирующей в рамках модели социального рыночного хозяйства. Источниковую базу работы образуют российские и германские публикации по вопросам энергетической политики и социального рыночного хозяйства, данные официальных экспертных докладов федеральному правительству, а также актуальная статистика.
3) Возможная критика.
Ключевой исследовательский вопрос работы чётко сформулирован и соответствует теме работы. Тем не менее, вопрос о национализации отрасли был отвергнут ещё на этапе становления СРХ ссылкой на теоретическое положение. В Германии принято различать международную энергетическую политику, под которой подразумевается учёт геополитических факторов снабжения топливом и выстраивание отношений с его поставщиками, европейскую энергетическую политику и собственно национальную энергетическую политику, которая в настоящее время фокусируется на формировании рыночного дизайна энергетики. Современное состояние буроугольной электроэнергетики показывает, что геополитическая риторика зачастую прикрывает реальные экономические интересы, например, заключающиеся в поддержке местной экономики.
Энергетическая политика Германии на современном этапе
Германия является страной-новатором в области электро- и теплоэнергетики. В числе приоритетных задач — внедрение новых технологий энергосбережения и разработка концепций для ускоренного перехода на ВИЭ. На государственном уровне стратегическая поддержка главным образом исходит от Федерального министерства экономики и энергетики Германии (BMWi), Федерального агентства окружающей среды (BMU), а также различных исследовательских центров и некоммерческих организаций.
Вопрос возобновляемой или так называемой зеленой энергетики в ФРГ стоит наиболее остро сегодня. Сфера возобновляемой энергетики требует инвестиций, и все это закономерно ложится налоговым бременем на рядовых немецких потребителей. Для обеспечения льготных выплат производителям электроэнергии в рамках закона о ВИЭ была введена плата за продвижение, которая потом идет на компенсацию инвестиций. Из-за этого возникает парадокс: «зеленая» энергия дороже и оттого менее привлекательна по сравнению с традиционной, что противодействует усилиям правительства ФРГ, содействующим переходу на возобновляемую энергию. Конечно, интерес к ВИЭ не пропал и все еще, судя по статистике, остается высоким, но вопрос цены такого перехода волнует рядовых немцев всё больше. Если государство не сумеет оперативно среагировать на проблему ценообразования, то социальное недовольство отразится не только на скорости повсеместного принятия ВИЭ, но и на политическом ландшафте страны [7, с.140]
Реализация проектов «мирного атома» была правильным для ФРГ решением — особенно это проявилось в 1970-е гг., во время энергетического кризиса, «нефтяного эмбарго» и его последствий. Однако параллельно с развитием АЭС правительство ФРГ задумывалось о поиске альтернативных источников энергии, в частности, после глобальных аварий на АЭС. В 2000 г. правительство ФРГ и владельцы АЭС заключили «атомный консенсус», по которому все действующие атомные электростанции страны должны быть закрыты до 2022 г. без права открытия новых [11, с.86]
В 2002 г. вступил в силу закон «О регулируемом прекращении использования ядерной энергетики для промышленного производства электроэнергии» («Gesetz zur geordneten Beendigung der Kernenergienutzung zur gewerblichen Erzeugung von Elektrizität»), который закрепил решение правительства ФРГ отказаться от использования атомных электростанций.
Переход на экологическую осознанность в Германии на государственном уровне начался в последней трети XX в. В 1974 г. было создано Федеральное агентство окружающей среды. Уже спустя четыре года появился сертификат «Голубой ангел», определявший экологически-дружественные продукты. Одновременно с этим происходило усиление партии «Зеленых», пробившихся в 1980-е гг. в Бундестаг [2, с.96]
С 1986 г. в ФРГ стали рассматривать варианты альтернативных источников энергии. Популярность стали набирать ветряная и солнечная энергия, а также переработка биомассы, гидроэнергетика в Германии развивалась в сравнительно меньшей («степени. Особенности климата в Германии обусловили выбор в сторону большего использования ветряной энергии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антошин В. А., Пилявский А. П., Романова И. В. Региональная политика в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22, № 4. С. 54-62.
2. Бушуев, B.B. Энергетическая безопасность России / B.B. Бушуев, Н.И. Воропай, A.M. Мастепанов, Ю.К. Шафраник (Ин-т энергетич. Стратегии, ин-т систем энергетики СО РАН, аналит. центр энергетич. Безопасности, центр энергетич. Политики). - Новосибирск: Наука, 2018. - 31 с.
3. Давыдовский Ф. Н. Либерализация мировой электроэнергетики и проблемы становления конкурентных рынков в условиях реструктуризации / / Экономика, предпринимательство и право. 2017. № 7. С. 12-28.
4. Друэ Мария Владимировна "Энергетический поворот" в Германии: трансформация из формы социально-политических движений во второй половине xx века в основу государственной политики в области энергетики в начале XXI века // Вестник ЗабГУ. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskiy-povorot-v-germanii-transformatsiya-iz-formy-sotsialno-politicheskih-dvizheniy-vo-vtoroy-polovine-xx-veka-v-osnovu (дата обращения: 18.06.2021).
5. Зверев А.В. Современная энергетическая политика Германии // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2021. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-energeticheskaya-politika-germanii (дата обращения: 18.06.2021).
6. Козлов С.В. Возобновляемая энергетика в России и Германии: состояние и перспективы правового регулирования // Юридический вестник молодых ученых. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozobnovlyaemaya-energetika-v-rossii-i-germanii-sostoyanie-i-perspektivy-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 18.06.2021).
7. Маляренко В. А., Соловей В. В., Яковлев А. И. Возобновляемые энергоресурсы — альтернативное топливо XXI века / / Энергосбережение. Энергоаудит. Экология. 2015. № 11. С. 18—28.
8. Мхнач И.М. Развитие энергетического сотрудничества России и ЕС: результаты первых двух десятилетий диалога // Economics. 2017. №9 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-energeticheskogo-sotrudnichestva-rossii-i-es-rezultaty-pervyh-dvuh-desyatiletiy-dialoga (дата обращения: 18.06.2021).
9. Павлов, B.C. Проблемы внутренней и внешней политики Западной Германии в историографии ФРГ / B.C. Павлов. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2018. - 118 с.
10. Павлов, Н.В. Внешняя политика ФРГ: концепции и реалии 80-х годов / Н.В. Павлов. - М.: Международные отношения, 2019.— 253 с.
11. Седых Сергей Викторович Новая энергетическая стратегия ФРГ // Финансы: теория и практика. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-energeticheskaya-strategiya-frg (дата обращения: 18.06.2021).
12. Сумин. А.М. «Энергетическая политика современной Германии: тенденции, проблемы, перспективы». Техническая литература Издательство: Газоил пресс 2017
13. Хухлындина, Л.М.,Чиж, А.М. Энергетическая политика Европейского союза в начале XXI в. ЭБ БГУ::ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ. ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ::Энергетика
14. Шарапо, А. В. Некоторые аспекты формирования электоральных настроений немецкого общества политическими партиями ФРГ / А. В. Шарапо // Труды факультета международных отношений 2019: научный сборник. Вып. II. — С. 39—44.
15. ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Политика и политические науки. Журнал международного права и международных отношений. — 2018. — № 3