Фрагмент для ознакомления
2
Индивидуальный подход к учащимся как ведущий фактор экологизации образовательного пространства
Аннотация: В статье рассматривается ряд социально-психологических оснований индивидуального подхода в обучении как фактора формирования экологичной образовательной среды.
Ключевые слова: индивидуальный подход в обучении, экология взаимодействия, экология образовательного пространства, личностно-ориентированное обучение.
Отечественная система образования на данном этапе ставит перед собой задачу всестороннего личностного развития каждого обучающегося. О такой направленности работы системы образования говорят нам и Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, и Федеральный закон об образовании, и Федеральные целевые программы. [5]
Вместе с тем, современное образование становится все более перегружено в плане содержания знаниевого компонента, и для проверки его усвоения вводятся все новые системы, такие как ЕГЭ, ГИА в школьном обучении, межпредметная итоговая аттестация в высших учебных заведениях.
Это противоречие пагубно сказывается на качестве психологической атмосферы в образовательном учреждении, поскольку, педагоги начинают ориентироваться на знаниевый компонент (усвоение которого может быть проверено в ходе экзаменов) в ущерб работе по развитию личности учащегося (для которой не существует стандартизированных проверок).
При такой организации учебного процесса, очевидно, что отечественная система образования не удовлетворяет требованиям стандартов современного общества и современного прогрессивного образования.[7, 23] Поэтому так остро встает вопрос об экологизации образования.
Проблемы экологизации сознания и образования исследовались Г. С. Смирновым, С. Н. Глазачевым, Н. М. Мамедовым, В. М. Назаренко и другими. Обобщая их мнения, можно так обозначить понятие экологизации среды – это сохранение нравственной культуры общества, поддержка созидательной деятельности, повышение уровня духовности общественной среды, внимание к личностным особенностям и индивидуальным различиям. Экологизация учебного пространства включает в себя такие перспективные для творчества сферы работы, как создание системы самоуправление, служба медиации, работа по преодолению этнических и культурных различий между учащимися. [3, 134]
Образовательная среда представляет собой систему взаимодействия учащегося с множеством других субъектов (педагоги, психолог, соученики), от каждого из которых он заимствует социо-культурные ценности. Потому создание образовательной среды, соответствующей задачам формирования
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арнольдов, А. И. Живой мир социальной педагогики. (В поддержку актуальной науки) / А. И. Арнольдов. Москва, 1999.
2. Егоров, В. С. К понятию открытости образования / В. С. Егоров // Синергетика и образование / отв. ред. B.C. Егоров. Москва, 1997.
3. Красноруцкая Н. Г. Экология социокультурного образовательного пространства вуза // Известия ВолгГТУ. 2014. №24 (151). С.131-134
4. Курдус Е.В. Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка с применением компьютерных программ // Гуманизация образования. 2009. №2. С.134-138
5. Министерство Образования и науки Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзор. Государственные и Федеральные целевые программы. Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/about/prog/ Дата обращения: 15.12.2017
6. Петрунева Р. М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. 2011. №5. С.65-70
7. Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в гимназическом обучении // Современная гимназия. Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат. М.: Владос, 2000. 264 с.
8. Устинова Е. В. Теоретико-педагогические основания индивидуального подхода в обучении // Казанский педагогический журнал. 2011. №3. С.74-77