Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Образовательная услуга продолжительное время является предметом научных дискуссий. Острота обсуждения стала усиливаться, когда государство приняло решение финансировать университеты не на основе индивидуальных особенностей университетов (индивидуальных нормативов), а на основе государственного задания на реализацию образовательных услуг. Если учесть, что внушительная часть договорных отношений университетов с организациями и частными лицами строится на условиях приобретения образовательных услуг, а показатели результативности деятельности учреждений образования предполагают оценку этих услуг, становится понятной актуальность и своевременность обсуждаемой проблемы.
Образовательная услуга формируется на пересечении трех взаимосвязанных процессов: обучения, научных исследований и воспитания.
Высшее профессиональное образование в РФ как элемент общей системы образования включает в себя:
-федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
-организации, осуществляющие образовательную деятельность высшего профессионального образования;
-педагогических работников и обучающихся;
-федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере высшего профессионального образования;
-организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества высшего профессионального образования;
-объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере высшего профессионального образования.
Образовательная услуга, высшее образование, и переход на Болонскую систему
В соответствии с общепринятой в маркетинге классификацией образовательные услуги относятся к категории нематериальных услуг. Их результатом может быть как приобретение клиентом (воспитанником) знаний, умений, навыков в принципиально новой сфере (новая продукция) или повышение имеющегося потенциала, так и преобразование личности, ее развитие. Эти услуги и адресованы в основном личности, но чаще всего осуществляются в коллективе, что создает дополнительные возможности для повышения эффективности процесса оказания услуг, а также позволяет готовить не только отдельных специалистов, но и целые «команды», способные к более продуктивной совместной работе.
Определение образовательных услуг в законодательстве отсутствует. В Законе РФ «Об образовании» (ст.46) «образовательным услугам» отводится второстепенная роль, поскольку они могут оказываться образовательным учреждением только «за пределами определяющих его статус образовательных программ».
М.И. Брагинский одним из первых делает анализ не соответствию наполнения содержания термина услуги и его трактовку в нормативных актах
В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно довольно часто встретить словосочетание «образовательные услуги». С принятием ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») в законодательство об образовании введены такие понятия как «образовательные отношения» и «отношения в сфере образования».
Некоторые авторы видят объектом образовательных правоотношений образовательную услугу, которую по-разному интерпретируют. Так, Колюжновая Н.Я., Якобсон А.Я. дают определение образовательной услуги как:
1) учебно-педагогическая деятельность;
2) предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда;
3) система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства;
4) в частном случае подготовка специалиста определенной квалификации для организации потребителя.
В соответствии с ГОСТ Р50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения», утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1612-ст «Об утверждении национального стандарта», образовательные услуги – это услуги по обучению, подготовке кадров, повышению квалификации персонала и т.д., относящиеся к социально-культурным услугам (нематериальным).
В.А. Долятойский и О.А. Мазур определяют образовательную услугу как «неосязаемые действия, направленные на сознание индивида, обеспечивающие реализацию потребности человека в получении определенного вида знаний, умений, навыков, в приобретении профессии или квалификации; обеспечивают удовлетворение спроса на рынке труда» .
С.Г. Борисова также солидарна с предыдущими авторами и разделяет данную точку зрения, определяя образовательную услугу как «процесс предоставления знаний и формирования умений и навыков в определенной профессиональной области. При этом результат образовательных услуг, по сравнению с любыми другими, имеет более неопределенный характер, поскольку обусловлен способностями, предыдущей подготовкой и интеллектуальными возможностями их непосредственных потребителей .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананишнев В. М. Болонский процесс и образование в России / В. М. Ананишев // Социология образования. - 2010. - № 6.- С. 96-97.
2. Баталова О.С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза / О. С. Баталова. - М.: РИОР, 2011. - С. 7-12.
3.Болотов, В.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки [Текст] / В.А. Болотов // Вопросы развития российской системы оценки качества образования. – 2019. — С. 86-90.
4. Брагинский М.И. Договорное право. Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М. И. Брагинский. - М.: Статут, 2004. - С.12-16.
5. Долятовский В.А. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг / В. А. Долятовский, О.А. Мазур. - Ростов-на-Дону: РГЭУНИЭУП, 2006. - С. 21-26
6. Кузьмина, Е. Е. Маркетинг образовательных услуг / Е.Е. Кузьмина. - М.: Юрайт, 2017. - 336 c.
7.Михайлов М.В. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ) / М. В. Михайлов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - № 3-4. - С. 21-26.
8. Родионова, С.Ю. Система образования в РФ / С.Ю. Родионова // Социальное образование в России. – 2019 (№8). – С. 34-35.