Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация. Данная статья посвящена обсуждению специфической ситуации взаимодействия преподавателей российских вузов и китайских студентов, а также рассматривает психологические и культурные особенности студентов из Китая. Автор подчеркивает, что одной из главных задач преподавателя является изучение основ этнической психологии Китая для более адекватного понимания национального характера студентов и предотвращения многих коммуникативных проблем. Проведение работы по формированию коммуникативных навыков и умений требует обратной связи от преподавателей, что должно мотивировать китайских студентов к обучению и не будет оказывать на них давления при общении с преподавателями. Даны практические предложения по использованию существующих технологий в цифровую эпоху образования.
Ключевые слова: характер, взаимодействие, национально-психологические особенности, форма контроля, мотивация, коммуникативная компетенция, цифровизация обучения.
Abstract. This article is devoted to discussing the specific situation of interaction between teachers of Russian universities and Chinese students, and also examines the psychological and cultural characteristics of students from China. The author emphasizes that one of the main tasks of the teacher is to study the basics of ethnic psychology of the Chinese for a more adequate understanding of the national character of students and the prevention of many communicative problems. Carrying out work on the formation of communication skills and abilities requires feedback from teachers, which should motivate Chinese students to study and will not put pressure on them when communicating with teachers. Practical suggestions on the use of existing technologies in the digital age of education are given.
Keywords: character, interaction, national psychological characteristics, form of control, motivation, communicative competence, digitalization of learning.
В связи с активным развитием китайско - российских отношений правительства России и Китая уделяют большое внимание укреплению сотрудничества в области науки и образования, увеличивая количество проектов академической мобильности.
В российских вузах китайских студентов привлекают квалифицированные преподавательские кадры, условия получения профессии, оплата за обучение, что мотивирует их на получение качественного образования.
Взаимодействие преподавателя российского вуза и китайских студентов зависит от правильной организации и управления учебным процессом. Здесь необходимо учитывать психологические и культурные особенности обучающихся из Китая.
Традиционной китайской культуре характерны следующие черты: уважительное отношение к старшим, почитание учителя, любовь к младшим. Китаец принимает авторитет учителя, рассуждая так: почтительное отношение к учителю — это и почтительное отношение к познанию. По мнению исследователя К. М. Тертицкого, современные китайцы сохранили стереотипы поведения и систему ценностей, которая близка к традиционной системе [14]. Т. М. Балыхина уверена, что данная стереотипность проявляется чаще в период их жизни в Китае, но не на чужой территории [1].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Балыхина Т. М., Чжао Юйцзян. Какие они, китайцы? Этнометодические аспекты обучения китайцев русскому языку. Высшее образование сегодня. 2009. No 5. С. 16–22
2.Баранов С.П. Принципы обучения. – М.: Просвещение, 2004. – 354 с.
3.Владимирова Т. Е. Речевое общение в межкультурном личностном взаимодействии: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.02.01 / Т. Е. Владимирова; Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина. М., 2007. 47 c.
4.Дементьева С.В. 2008. Вузы России как механизм адаптации мигрантов (в контексте социологического и философского анализа) // Известия Томского политехнического университета. - 2008. - № 6 (313). - С. 158–164
5.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997
6.Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. — М.: «Аделант», 2014. — 800 с.
7.Копытько С.В. Педагогические условия коммуникативного развития личности иностранных студентов: на примере студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обучающихся в российском вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.В. Копытько. – Хабаровск, 2007. – 290с.
8.Малевич И.А. Внимание, Китай. Мн.: ХарB вест; М.: АСТ, 2001. 320 с.
9.Махотин Д. А. Метод проектов в технологической подготовке обучающихся: Учебное пособие / Д. А. Махотин, Е. С. Глозман, А. Е. Глозман, Н. Н. Фролова. М.: МГПУ, 2010. 164 с.
10.Русский мир: языки и культура: Западная и Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия и Дальний Восток [Текст]: монография / Т. М. Балыхина, О. В. Ветер, А. Э. Свиридова, А. Д. Федоренков, С. В. Хилькевич. – М.: РУДН, 2015. – 313 с.
11.Рыкова С.А., Киришева И.Е. Социально-культурные и личностные особенности социализации иностранных студентов (на примере китайских студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
12.Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко – М.: НИИ школьных технологии, 2006. Т. 1. 816 с.
13.Современные средства оценивая результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
14.Тертицкий К. М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. М:. ИСАА МГУ. 1994. — 347 с.
15.Тянь Юань. Опрос «Общение между русским преподавателем и китайским студентом в российских вузах». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.wjx.cn/report/32506428.aspx (дата обращения: 31.01.2019).
16.Тянь Юань. Проблемы коммуникации между российским преподавателем и китайским студентом // БГЖ. 2021. No1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy- kommunikatsii-mezhdu-rossiyskim-prepodavatelem-i-kitayskim-studentom (дата обращения: 05.10.2021).
17.Фахрутдинова М. Т. Этнопсихологические особенности изучения русского языка как иностранного // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. №1 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopsihologicheskie- osobennosti-izucheniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 13.10.2021).
18.Шевелёва С.И. Учёт национальных особенностей студентов из стран Азиатско-
Тихоокеанского региона при обучении русскому языку как иностранному / С.И. Шевелёва
// Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 12. – С.
115–118.