Фрагмент для ознакомления
2
Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных единых правил, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь, что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий [6].
Основными задачами в работе с детьми по использованию игр спортивного характера является развитие личности ребенка, оздоровление его организма, развитие движений, двигательных способностей и физических качеств, создание эмоционального настроя, воспитание интереса к различным видам физических упражнений [7].
Цель статьи – особенности организации, проведения и анализа результатов экспериментального исследования эффективности методики обучения детей элементам спортивных игр в условиях ДОУ.
В процессе спортивной игры дети учатся ловкости и изобретательности, реакции и координации, а также развития комбинационной моторики (способности к связыванию движений), а также развивают коммуникативные способности, дружелюбие и т.д. Сгибы, разгибание, обороты, прыжки, метания и т.д. положительно влияют на развитие мышц и осанку тела.
Любое изучение спортивной игры предусматривает следующую схему первоначального обучения технических элементов:
- знакомство со спортивной игрой с помощью наглядной демонстрации посредством презентации или видеоролика или использования метода слова и наглядности;
- начальное обучение простых технических элементов;
- углублённое изучение специальных движений;
- закрепление изучаемых движений с помощью методов частично регламентированного упражнения;
- совершенствование основных технических элементов спортивных игр с использованием соревновательного и игрового метода;
- начальное обучение тактических приемов характерных для изучаемой игры по упрощённым правилам;
- совершенствование тактических приемов посредством игры [4].
Обучение двигательного действия делится на несколько этапов:
1) Этап начального обучения;
2) Этап углублённого разучивания;
3) Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
В дошкольном возрасте при обучении в большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.
В процессе обучения элементам спортивных игр дошкольников с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приёмов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом [5].
Виды физкультурных занятий, в процессе которых эффективно решаются поставленные задачи по обучению элементам спортивных игр: традиционные, занятия по типу круговой тренировки, учебно-тренировочные, контрольные, смешанного типа (изучение нового и закрепление старого элемента), сюжетно-ролевые занятия; игровые занятия.
Способы организации детей на занятии: фронтальный, групповой, индивидуальный.
При проведении занятий необходимо не только обучать детей двигательным навыкам и повышать функциональные возможности их организма, но и решать образовательные и воспитательные задачи [2].
Продолжительность занятий соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционная: подготовительная, основная и заключительная часть.
Спортивные игры имеют много преимуществ перед гимнастическими упражнениями и незаменимы для двигательного развития ребенка. Эмоциональная насыщенность предоставляет подвижным играм привлекательность, мобилизует усилия ребенка, дарит радость и удовольствие.
Характер двигательной деятельности в большинстве игр обеспечивает работу значительной массы крупных мышц, что соответствует особенностям двигательного аппарата дошкольника.
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В течении дошкольного детства зарождаются и развиваются множество личностных новообразований, среди которых главное место занимает процесс формирования личностных мировоззренческих ценностей и ценностных ориентаций. Закладываются основы здоровья и долголетия, формируется система двигательных умений и навыков, закладывается фундамент для формирования физического, психического и духовного здоровья.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Устав ВОЗ: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901977493.
2. Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря)/ В.А.Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением. – 005. – № 3. – с. 119-122.
3. Осяк, С.А., Яковлева, Е.Н., Лукин, Ю.Л., Газизова, Т.В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
4. Поздняков, А. На зарядку становись! / А. Поздняков // Труд. – 2010. – № 128. – С. 4.
5. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н.Шебеко и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 176 с.
6. Шмаков, С. Детям о здоровье // С. Шмаков // Здоровье всех от А до Я. – 2007 – №2. – С.94-128.
7. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 2018. – 368 с.