Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация: в статье представлен качественный анализ данных изучения уровня и особенностей коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, коммуникативные навыки, общение.
Abstract: the article presents a qualitative analysis of data on the study of the level and characteristics of communication skills in preschool children with general speech underdevelopment.
Keywords: general underdevelopment of speech, communication skills, communication.
Введение. Сегодня остро стоит проблема роста числа детей с речевыми проблемами, в частности, детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Необходима коррекция речевых расстройств дошкольников. Это обусловлено большой ролью, которую правильная речь имеет для полноценного развития ребенка.
Наличие данного дефекта препятствует становлению у детей с ОНР полноценных коммуникативных связей, провоцирует дезадаптивные процессы в социальной сфере. Поэтому так важно создавать условия для оптимизации коммуникативно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
На сегодняшний день важное значение представляет поиск эффективных путей развития коммуникативной навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР перед переходом на уровень начального школьного обучения, более важную ступень, которая дает дошкольникам возможность дальнейшего развития и адаптации в современном мире.
Изложение основного материала статьи. Вопрос развития коммуникативного навыка относится к числу трудных навыков, которые формируются медленно и требуют организации работы в системе. Но в работе педагогов образовательных организаций сегодня отсутствует системность, не учитываются индивидуальные особенности, потребности и возможности воспитанников с ОНР в вопросе овладения ими коммуникативными навыками, имеется скудный практический материал.
Коммуникативный навык – это навык общения, взаимодействия детей между собой, то есть умение понимать себя и другого, умение слышать своего собеседника, умение оказать помощь друг другу в ситуациях затруднения, умение устанавливать дружеские отношения [8, с.23]. Структурно коммуникативный навык представляет собой три составляющих: познавательный компонент, эмоциональный компонент и поведенческий. Формирование компонентов навыка коммуникации и взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками – важнейшее условие для нормального психологического развития ребенка дошкольного возраста.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей. А.Г. Арушанова. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
2. Демидова Ю.С., Лариса В.К. Коммуникативная компетенция у детей с ОНР старшего дошкольного возраста // Закономерности и тенденции инновационного развития общества, 2016.
3. Дмитриева Е.Е. Развитие социальной компетентности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е.Е. Дмитриева. – Н.Новгород: НГПУ, 2013.
4. Гаркуша Ю. Ф., Коржевина В.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи II Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. 2-е изд., испр. М., 2003.
5. Павлова О. С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.03. М., 1998. С. 16
6. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. [Электронный ресурс]. Р17 Под. ред. А.Г. Рузской; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989.—216 с. Режим доступа: https://cyberpedia.su/6x4fc9.html/ (дата обращения: 10.10.2021).
7. Савина Е.Г. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности: [Электроный ресурс]. автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Ур.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. 22 с.Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002945041/ (дата обращения: 10.10.2021).
8. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
9. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Изд-во Гном и Д, 2010. – 128 с.
10. Чиркина Г.В. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – 401 с.