Фрагмент для ознакомления
2
Речь — это исторический дар, приобретенный в процессе эволюции и определяющий человека как разумное существо. Через речь люди могут общаться друг с другом, проявлять коммуникативные способности в различных сферах жизни общества. Тяжелые нарушения речи отражаются на умственной деятельности ребенка, которая проявляется в познавательной, эмоциональной и волевой сферах личности. Все дети с серьезными проблемами речи имеют разрыв восприятия.
Наличие речевого дефекта у детей соответственно приводит к ярко выраженным изменениям ключевых показателей психофизического развития ребенка. Отклонение в речевом развитии на прямую проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Такому ребенку свойственно неумение слушать, у него повышенная утомляемость, снижается уровень восприятия. В тоже время идет замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной.
Актуальность, данной проблемы, состоит в том, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. Многие исследователи отмечают недостаточную устойчивость внимания, тенденцию к снижению психической работоспособности, низкий уровень мнемических функций, в особенности вербальной памяти [4,5,6,7]. Дети с речевой патологией часто забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Им трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, путают, где право, а где лево. Нарушения в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере ребёнка достаточно индивидуальны, их нельзя типологизировать по логопедическому диагнозу. В большей степени они зависят от этиологии дефекта, сопутствующих нарушений (органических травм, функциональных расстройств) и социального опыта ребёнка.
Для детей с речевой патологией характерны отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей грамотных навыков.
Специфично поведение и психическое развитие детей с ТНР. Им характерна повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
«Р.А.Абзалов, Н.И.Абзалов ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Учебное пособие КАЗАНЬ - 2013
2. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
3. Певченков В.В. Тандо – новый метод адаптивного физического воспитания// Теор. и пракг. физич. культ., 1998
4 Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи детей. – СПб.: Речь, 1993. – 70 с.
5. Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990. – 250 с.
6 Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680с.
7.Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред.проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2002.