Фрагмент для ознакомления
2
3. Тулупникова, Н.С. Обучение лексико-грамматическому аспекту на уроке английского языка на начальном этапе с учетом стандартов нового поколения / Н.С. Тулупникова // Педагогическая академия современного образования. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://педакадемия.рф/тулупникова-н-с-публикация/ (Дата обращения: 02.11.2021).
Обучение лексики английского языка, по мнению автора, тесно связано с пониманием грамматического строя. Важно, чтобы младшие школьники не просто знали и правильно произносили те или иные англоязычные слова, но и умели правильно их выстраивать в определенные грамматические конструкции, иначе наличие их в памяти будет бессмысленным.
Все виды речевой деятельности в процессе обучения английскому языку в начальной школе должны быть взаимосвязаны. Это указывается в государственном стандарте нового поколения, на этом построены все программы обучения.
Только при совместном изучении лексики и грамматики английского языка можно говорить об успешном формировании устной и письменной речи учащихся, коммуникативных компетенциях в англоязычной среде.
Правильное сочетание методов изучения лексических и грамматических единиц в начальной школе позволяет формировать в сознании младших школьников полноценный языковой материал.
В своей статье Н.С. Тулупникова отмечает, что в современной системе образования зачастую встречается нежелательное смещение акцентов обучения английскому языку в начальной школе на ту или иную сторону изучения языка – лексическую или грамматическую.
Как утверждает данный автор, в соответствии с личностно-ориентированным походом к образованию, согласно которому в центре педагогического процесса находится ученик, не следует ограничивать учащихся, которые могут усвоить больше лексических единиц, тем более что ситуации общения, которые постепенно расширяются, требуют большего объема лексических единиц и более прочных лексических навыков.
Таким образом, получается, что проблема формирования лексических навыков является одной из самых актуальных и сложных проблем при обучении иностранному языку в начальной школе.
Кроме того, Н.С. Тулупникова выявляет целый спектр педагогических ошибок и недоработок, которые снижают качество обучения лексической стороне речи младших школьников на уроках английского языка.
4. Семикопенко, И.М., Иванова, Т.П. Использование лексико-семантических схем на уроках английского языка как средство развития монологической речи учащихся / И.М. Семикопенко, Т.П. Иванова // Проблемы педагогики. – [Электронный ресурс] https://problemspedagogy.ru/images/PDF/2015/11/ispolzovanie-leksiko-semanticheskikh.pdf (Дата обращения: 02.11.2021).
Для педагога, который обучает младших школьников английскому языку, важно решить сложную задачу – научить ребят монологической речи, которая необходима для формирования коммуникативных навыков в дальнейшем.
Для обучения данному виду речи важно применять разного рода специальные опоры, которые могут быть как словесными, так и изобразительными.
Поэтому многие учителя английского языка применяют в работе в младших классах лексико-семантические схемы, которые выступают в качестве некой основы, на которой иностранный язык усваивается легче, формируются речевые навыки учащихся.
Применение лексико-семантических схем для обучения младших школьников на уроках английского языка обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие
Авторы считают, что такого рода схемы можно использовать на любом этапе урока (активизация знаний или введение нового материала, закрепление или контроль полученных знаний).
Лексико-семантическая схема – это определенный набор символов (рисунков, букв, диаграмм, словосочетаний, буквосочетаний или предложений). Такие опоры помогают младшим школьникам преодолеть некоторые трудности в освоении языкового материала.
Центральным звеном лексико-семантических схем являются ассоциативные связи. Когда младший школьник видит подобную схему, ему становится легче составлять своей рассказ по определенной теме, опираясь на те ассоциации, которые вызывают у него те или иные символы.
Таким образом, лексико-семантические схемы интенсифицируют процесс обучения младших школьников английскому языку, в частности улучшают процесс формирования коммуникативной компетентности и монологической речи учащегося.
5. Голанцева, Е.А., Григорьева, Е.И. Формирование познавательной активности при обучении английскому языку младших школьников / Е.А. Голанцева, Е.И. Григорьева // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков. Сборник научных статей. – Чебоксары: Издательство Чувашского государственного педагогического университета, 2019. – 449 с. – С. 186–190.
Для того, чтобы младшие школьники более заинтересованно и эффективно изучали английский язык, в частности, его лексическую сторону, необходимо постоянно внедрять инновационные методы формирования познавательной активности учащихся, которые важно регулярно применять на практике.
У младших школьников должен появляться естественный интерес к изучению новых понятий, осмыслению с точки зрения социально-культурного контекста стран, где проживают носители английского языка.
В качестве одной из технологий формирования и развития познавательной активности младших школьников на уроках английского языка можно назвать поисковый метод, когда перед учащимися ставится задача найти верные ответы на поставленные учителем вопросы на английском языке.
Для поиска ответов школьникам необходимо углубиться в тему, изучить различные понятия, прочитать и перевести не известные для себя слова, т.е. активно развивать лексическую сторону речи, познавать новый языковой материал.
Кроме того, для того, чтобы младший школьник с интересом осваивал языковой материал, важно внести в программу занятий по английскому языку постоянно разнообразие, т.к. монотонная деятельность быстро утомляет детей этого возрастного этапа.
Для изучения англоязычной лексики в начальной школе важно применять также творческий подход, например, школьники могут самостоятельно составлять рассказы, придумывать сказки, петь песни на английском языке или рисовать определенные предметы, которые будет задавать на английском языке учитель.
Именно правильное развитие познавательной активности на уроках английского языка, по мнению авторов статьи, может дать возможность младшим школьникам быстро усвоить лексический материал и научиться применять его в дальнейшем обучении и обычной жизни.
6. Коваленко, Е.Г., Цатковская, Ю.С., Принципы формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка / Е.Г. Коваленко, Ю.С. Цатковская // The Scientic Heritage. – 2020. – № 45. – С. 22–24.
Центральное место в изучении английского языка в начальной школе отводится лексике, которая, в свою очередь, тесно соприкасается с грамматиков и фонетикой.
При этом главной практической целью обучения младших школьников английскому языку является формирование лексического навыка, т.е. автоматизированного действия по выбору лексической единицы в соответствии со смыслом, а также ее правильному сочетанию с иными единицами продуктивной речи. Здесь важно также развитие автоматизированного восприятия и формирование ассоциаций с определенным значением в рецептивной речи младшего школьника.
Лексические навыки на уроках английского языка в начальной школе формируются в процессе речевого действия. Структура лексического навыка включает в себя звуковую форму лексических единиц, действия по их выбору и сочетанию, а также конкретную речевую задачу.
Основными компонентами изучения английского языка в начальной школе являются:
– лингвистический, при котором осуществляется строгий отбор и компоновка лексического материала;
– психологический, который означает применение лексического материала в конкретной жизненной ситуации и отношение к нему;
– методический, который включает в себя применение различных методов и форм развития познавательной активности и устойчивых знаний младших школьников в сфере изучения англоязычного лексического материала.
В процессе познания лексического материала на уроках английского языка в начальной школе осуществляется осмысленная трансформация звуковых образов в а артикуляционные посредством речедвигательного анализатора.
Важно для познания англоязычного лексического материала также его опосредованное запоминание младшими школьниками, которое осуществляется в ходе тренировочной работы по построению конкретных смысловых связей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бедретдинова, И.А., Будник, Е.А. Особенности обучения лексическому компоненту речи на различных этапах (на материале английского языка) / И.А. Бедретдинова, Е.А. Будник // Статистика и экономика. – 2014. – № 2. – С. 9–12.
2. Богданова, В.А, Фролова, И.И. Принципы формирования лексико-семантической стороны речи у школьников на уроках английского языка / В.А. Богданова, И.И. Фролова // Материалы научно-практической конференции «Лингвострановедеская компетенция в школе». – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2018. – С. 22–39.
3. Власян, Н.Р. Лексико-семантические особенности английского разговорного диалога / Н.Р. Власян // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 27 (382). Филологические науки. Вып. 98. – С. 45–49.
4. Голанцева, Е.А., Григорьева, Е.И. Формирование познавательной активности при обучении английскому языку младших школьников / Е.А. Голанцева, Е.И. Григорьева // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков. Сборник научных статей. – Чебоксары: Издательство Чувашского государственного педагогического университета, 2019. – 449 с. – С. 186–190.
5. Деменченок, О.М. Обучение лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка на начальном этапе / О.М. Деменченок // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/06/20/obuchenie-leksike-kak-vazhneyshemu (Дата обращения: 03.11.2021).
6. Дмитриева, Л.В. Формирование лексического навыка на начальном этапе обучения английскому языку / Л.В. Дмитриева // NS Portal. Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/06/14/formirovanie-leksicheskogo-navyka-na (Дата обращения: 03.11.2021).
7. Достойнина, Н.А. Современные приемы обучения аспектам иностранного языка на начальном этапе / Н.А. Достойнина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/08/23/sovremennye-priyomy-obucheniya (Дата обращения: 01.11.2021).
8. Ефремова, Е.В. Формирование лексико-грамматических навыков и устойчивого интереса к иностранному языку у младших школьников через использование игр и игровых моментов на уроках английского языка / Е.В. Ефремова // Открытый урок «Первое сентября». – [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/412730 (Дата обращения: 06.04.2022).
9. Журлова, И.В. Лексическая сторона речи на уроках английского языка / И.В. Журлова // Мультиурок. – [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/leksicheskaia-storona-rechi-na-urokakh-angliiskogo.html (Дата обращения: 06.04.2022).
10. Коваленко, Е.Г., Цатковская, Ю.С., Принципы формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка / Е.Г. Коваленко, Ю.С. Цатковская // The Scientic Heritage. – 2020. – № 45. – С. 22–24.
11. Луткова, Е.С. Методика формирования элементарной лингвокультурологической компетенции обучающихся в элективном курсе (профильная школа, английский язык): дис. на соиск. уч.ст. к.пед.н. / Е.С. Луткова. – М., 2018. – 224 с.
12. Масолова, О. Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения / О. Масолова // Учебно-методический портал. – [Электронный ресурс] https://www.uchmet.ru/library/material/244199/ (Дата обращения: 02.11.2021).
13. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению / Е.И. Пассов. – М: Просвещение, 1991. – 360 с.
14. Петрова, Н.И. Методы и приемы обучения лексическим компетенциям на уроке английского языка в начальной школе / Н.И. Петрова // Познание. – [Электронный ресурс] http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=8863 (Дата обращения: 06.04.2022).
15. Плеханова, Е.А. Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка / Е.А. Плеханова // Современный урок. Виртуальный журнал. – [Электронный ресурс] https://www.1urok.ru/categories/2/articles/20945 (дата обращения: 02.11.2021).
16. Рогова, Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 1998. – 326 с.
17. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
18. Семикопенко, И.М., Иванова, Т.П. Использование лексико-семантических схем на уроках английского языка как средство развития монологической речи учащихся / И.М. Семикопенко, Т.П. Иванова // Проблемы педагогики. – [Электронный ресурс] https://problemspedagogy.ru/images/PDF/2015/11/ispolzovanie-leksiko-semanticheskikh.pdf (Дата обращения: 02.11.2021).
19. Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке / В.Л. Скалкин. – М., 1983. – 238 с.
20. Сулейманова, И.Н. Обучение лексике английского языка в начальной школе / И.Н. Сулейманова // Портал образования. – [Электронный ресурс] https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=932 (Дата обращения: 03.11.2021).
21. Тулупникова, Н.С. Обучение лексико-грамматическому аспекту на уроке английского языка на начальном этапе с учетом стандартов нового поколения / Н.С. Тулупникова // Педагогическая академия современного образования. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://педакадемия.рф/тулупникова-н-с-публикация/ (Дата обращения: 02.11.2021).
22. Чупанова, У.Г. Методика обучения лексической стороне речи по английскому языку / У.Г. Чупанова // Инфоурок. Образовательный портал. – [Электронный ресурс] https://infourok.ru/metodika-obucheniya-leksicheskoy-storone-rechi-po-angliyskomu-yaziku-3691336.html (Дата обращения: 06.04.2022).
23. Щегорцова, Е.А., Омарова, А.И. Лингвокультурологический подход на уроках английского языка / Е.А. Щегорцова, А.И. Омарова // Наука в мегаполисе. – [Электронный ресурс] https://mgpu-media.ru/issues/issue-12/philological-science/linguistic-cultural-approach.html (Дата обращения: 06.04.2022).
24. Яковлева, А.Ю. Методика обучения английскому языку в начальной школе / А.Ю. Яковлева. – Воронеж: Знамя, 2016. – 370 с.