Фрагмент для ознакомления
2
В статье приведена специфика формирования и структура религиозного мировоззрения.
Ключевые слова: мировоззрение, религия, мифическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации.
Мировоззрение – это отражение общественного бытия, совокупности материальных общественных отношений, складывающихся в процессе производства материальных благ. Следовательно, все идеи, с которыми мы сталкиваемся в том или ином мировоззрении, основаны на материале из жизни людей; в них нет ничего, что так или иначе не может быть выведено из самой действительности, не отражает эту действительность, однако форма отражения в мировоззрении может быть различной.
Мировоззрение – система взглядов человека на мир, выражающая отношение человека к миру и систему его ценностей. Мировоззрение является целостным образованием, поэтому особенности связи его компонентов играют важную роль [6].
Основной структурообразующий элемент мировоззрения – вопросы, которые возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни:
- «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);
- «О должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);
-«О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче – как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями) [1].
Центральная проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.
Мировоззрение связывает мир и человека в субъективно-объективную систему, которую формируют следующие элементы:
– потребности – необходимость самоопределения человека в мире;
– интерес – форма выражения потребностей, направленность субъекта к объекту;
– знания – информация об окружающем мире и самом человеке;
–ценности – культурное и социальное значение определенных явлений действительности для человека, выраженное в форме нормативных представлений;
– идеи – знания, пропущенные через систему ценностей, связывающих субъект и объект.
Основными компонентами мировоззрения являются знания и ценности. Исторически первым типом мировоззрения считается миф. Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии [3].
Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное. Становление религиозного сознания приходится на период разложения родового строя. В новых исторических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали выполнять свои функции и удовлетворять массового человека, появляется религия, которая в отличие от мифологии предлагает свои ответы на мировоззренческие вопросы людей. На смену мифу, мифотворчеству приходит принцип веры.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Васильева Т.С. Основы философии. – Пермь: Изд-во Томского ун-та, Перм. Отд., 1991. – 276 с.
2. Гольбах, П. А. Д. Система природы или О законах мира физического и мира духовного / Поль Гольбах ; Пер. П. Юшкевича ; Со вступ. Ст. А. Деборина. – Москва : Гос. Изд-во, [1924]. – XXXVI, 578 с.
3. Клейнман, П. Философия. Краткий курс / Пол Клейнман ; пер. с англ. Ю. Константиновой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 272 с.
4. Олешкова, А. М. Религия как социокультурный феномен [Текст] : учебно-методическое пособие / А. М. Олешкова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет". - Нижний Тагил : Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2018. - 136 с.
5. Философия как социокультурный феномен [электронный ресурс]: https://www.bsmu.by/downloads/kafedri/k_filosofi/stud/2014-2/i_r1.pdf.
6. Шуталева, А. В. Философия : учеб. Пособие / А. В. Шуталева, Н. И. Савцова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. Ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2017. – 112 с.