Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня, в то время, когда все заинтересованные лица, учреждения, организации сплотились в вопросах преодоления проблемы буллинга как проявления агрессии в образовательной сфере, вопрос по-прежнему остается открытым. Условия современного общества способствуют образованию и развитию жестокости и насилия в отношениях между людьми. Школьная травля – это не конфликт и не принуждение. Буллинг – это объективно существующие на протяжении достаточно длительного времени регулярные (например, несколько раз в неделю) издевательства над обучающимся с целью отделения и запугивания школьника.
Исследования ученых убеждают в том, что буллинг является проблемой не из легких [1]. Это социальное поведение, которое проявляется в постоянных групповых объединениях, для которых характерны конкуренция, власть и статусное положение. Буллинг как процесс отличается несоответствием власти и силы, поэтому жертва не в состоянии защитить себя от негативных воздействий.
Интересен опросник Х. Каспера, который указывает на пять значимых для подростка ценностей содействия, на которые именно и посягают другие в процессе травли:
- социальный статус;
- возможность коммуникации и самовыражения;
- потребность в социальных связях и стремлении быть среди других людей;
- житейские ситуации в школе и качество школьной жизни;
- физическая и имущественная неприкосновенность.
Данные ценности в ситуации буллинга подвержены обвинению и оскорблению [8].
В подростковом возрасте одним из значимых становится фактор «трансляции агрессии» из малых социальных групп, например, семья и подростковая компания. Насилие, которое фиксирует подросток в своей референтной группе, чаще всего становится причиной «переноса» агрессивных действий в школьную среду [3]. Только с возрастом участников негативных событий снижается частота и сила насилия в школе.
Н.А. Ларченко считает, что причинами возникновения буллинга являются следующие:
- неадекватность самооценки (заниженная);
- порывистость;
- низкий уровень воспитанности;
- родительское равнодушие или чрезмерная опека;
- низкий социоэкономический семейный статус;
- конфликтность внутри семьи;
- критические замечания по поводу происхождения и внешности ученика;
- злоупотребление наркотиками, алкоголем, компьютерными играми;
- учебная неуспеваемость / успешность в учебе;
- склонность подростка к мазохизму или садизму;
- семейное и сексуальное насилие [8].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004. 336 с. – (Психологический практикум).
2. Белеева, И. Д. Буллинг как социальная проблема в образовательном учреждении/ И. Д. Белеева, Л. Э. Панкратова, Н. Б. Титова// Педагогическое образование в России. 2019. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-kak-sotsialnaya-problema-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 05.11.2021).
3.Волкова, И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение/ И. В. Волкова // Вестник Мининского университета. 2016. №2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-podrostkovogo-bullinga-i-ego-opredelenie (дата обращения: 05.11.2021).
4. Глуздова, О.В. THE FLLENDELE ASSOCIATION: Из опыта работы с проблемными детьми и подростками/ О.В. Глуздова/. - Сборник научно - практической конференции «Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков». - НГЦ, 2003 г.
5.Ильин, Е. Психология агрессивного поведения / Е. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
6.Екимова, В.И. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? / В.И. Екимова, А.М. Залалдинова /Современная зарубежная психология, 2015. т. 4. № 4. С. 5-10.
7.Король, Н. В. Последствия школьной травли в представлении студентов/ Н. В. Король // Universum: психология и образование. 2017. №12 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-shkolnoy-travli-v-predstavlenii-studentov (дата обращения: 05.11.2021).
8.Кривцова, С.В., Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, России/ С.В. Кривцова, А.А. Белевич, А.Н. Шапкина /. Образовательная политика. 2016. Т. 3. № 73. С. 2-25.
9.Сластихина, О. А. Буллинг в школьной среде и его профилактика/ О. А. Сластихина, Ю. Н. Желонкина, И. О. Южакова // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-v-shkolnoy-srede-i-ego-profilaktika (дата обращения: 05.11.2021).
10.Соловьёв, Д. Н. Использование потенциала первичного коллектива в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста/ Д. Н. Соловьёв/: автореф. дис. … канд. пед. наук / Тюм. гос. ун-т. – Тюмень, 2015. – 26 с.
11.Сорокина, М.В. Психологическая помощь жертве буллинга Электронный ресурс] / М.В. Сорокина. – Режим доступа: http://rae.ru/forum2012/236/551
12.Суздалева, А.М. Буллинг в общеобразовательном учреждении / А.М. Суздалева, Е.А. Коршунова // Современное образовательное пространство: риски и безопасность: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Оренбург, 2014. – С. 311–313.
13.XVIII Национальный конкурс «Золотая Психея» по итогам 2016 года. Материалы к проекту «Скажем буллингу «Нет!»» (программа профилактики буллинга в образовательной организации) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.su/psyche/projects/1813.