Фрагмент для ознакомления
2
Введение. Сегодня отношение подростков к чтению вообще, а к художественной литературе в частности, мы чаще всего рассматриваем с позиции взрослого человека. «Совсем мало читают» - так высказываются педагоги образовательных организаций. Не читают для школы? А для себя? Кто им помогает формировать читательский интерес? Выявление позиции подростков в вопросе отношения к чтению и стало целью нашего исследования.
В 2006 г. Левада-центром в ходе проведения исследования «Детское чтение» по заказу фонда «Пушкинская библиотека» установлено, что подростки отдают предпочтение в первую очередь приключенческой литературе, фантастике, юмористическим книгам. Второе место занимают книги «страшные и таинственные», романтические книги и книги о любви (у девочек), книги о войне, сражениях, полководцах (у мальчиков). На третьем месте оказывается занимательная и познавательная литература [3; 7].
Методы. В контексте современных задач воспитания компетентного читателя, на наш взгляд, требуется определить средства стимулирования разнообразных читательских практик и способов коммуникации по поводу почитанного, а также организации урочной и внеурочной деятельности современных школьников с учётом их программного, внеклассного и свободного чтения.
Нам важно было определить отношение подростков к чтению, круг их читательских предпочтений, а также факторы, влияющие на читательский выбор. С этой целью нами было проведено анкетирование школьников 7 класса. В исследовании принимали участие 15 учащихся общеобразовательной организации. Обучающиеся заполнили анкету, состоящую из 5 вопросов с вариантами ответов и открытого характера.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Липовка В. О., Полева Е. А. Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам анкетирования // Концепт. 2014. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-chitatelskih-interesov-i-potrebnostey-semiklassnikov-po-rezultatam-anketirovaniya (дата обращения: 22.11.2021).
2. Риф В. Г., Полева Е. А. Читательские предпочтения современных пятиклассников (анализ результатов анкетирования) // Филологический класс. 2017. №2 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-predpochteniya-sovremennyh-pyatiklassnikov-analiz-rezultatov-anketirovaniya (дата обращения: 22.11.2021).
3. Романичева Е. С. Чтение и изучение литературы в современной школе: «вызовы» и «развилки» [Электронный ресурс] // Национальная программа поддержки и развития чтения: год девятый. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, 26–27 ноября 2015 г.). — М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2016. — С. 217–225. — Режим доступа: http://mcbs.ru/files/2017/izd2016/Natsional_naya_programma.pdf (дата обращения: 22.11.2021).
4. Степикова Е. В. Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе // Концепт. 2013. №12 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzglyad-na-prepodavanie-russkogo-yazyka-i-literatury-v-shkole (дата обращения: 22.11.2021).
5. Чертов, В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе / В. Ф. Чертов. − М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1994. – 130 с.
6. Чтение школьников и культурные ресурсы семьи [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/2007/03/13/chtenie-shkolnikov-i-kulturnye-resursy-semi/ (дата обращения: 22.11.2021)
7. Чудинова В. П., Голубева Е. И., Сметанникова Н. Н. Поддержка детского чтения – наша общая задача [Электронный ресурс] // Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии». М., 2004. URL: http://kniga.seluk.ru/k-kulturologiya/596130-1-nedetskie-problemi-detskogo-chteniya-detskoe-chtenie-zerkale-bibliotechnoy-sociologii-moskva-2004-soderzhanie-chu.php (дата обращения: 22.11.2021).