Фрагмент для ознакомления
2
Повышение учебной мотивации учащихся посредством внеучебной деятельности
В статье рассматривается эффективность использования внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся к учебной деятельности. Цель работы – изучение мотивации учащихся 7 классов к учебной деятельности. В качестве ведущих методов исследования выступили теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент. Основные результаты статьи: описаны методики исследования мотивации учебной деятельности, дана оценка эффективности применения внеучебной деятельности в повышении мотивации к учебной деятельности учащихся.
Ключевые слова: мотив, учебная мотивация, учебная деятельность, внеурочная деятельность
Введение. Формированию мотивации к учебной деятельности в настоящее время уделяется особое внимание, так как невозможно научить учащегося без интереса с его стороны к процессу обучения, без его желания заниматься в школе на занятиях.
Помимо учебных занятий Федеральными государственными образовательными стандартами предусмотрена внеурочная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочных [2].
Цель исследования: изучение мотивации учащихся 5-8 классов к учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования мотивации учащихся 5-8 классов к учебной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования мотивации учащихся 7 классов к учебной деятельности посредством внеурочной деятельности.
Основная часть. Экспериментальная работа по изучению мотивированности школьников к учебной деятельности проходила на базе … В качестве респондентов выступили учащиеся 7А класса (экспериментальная группа) и 7В класса (контрольная группа). Количество учащихся в каждой группе составило 10 человек соответственно.
В качестве диагностического инструментария были выбраны две методики:
- методика «Изучение типов и уровней мотивации учебной деятельности» И.С. Домбровской [5]. Данная методика направлена на оценку уровня познавательной мотивации, социальной мотивации. Методика состоит из 30 утверждений, ответами на которые служат: никогда – 0 баллов, очень редко – 1 балл, иногда – 2 балла, почти всегда – оценивается в 3 балла, всегда – 4 балла. Респондент в бланке ответов ставит отметку напротив того ответа, который более ему свойственен. Бланк ответов состоит из нескольких строчек, верхние три из которых направлены на оценку познавательной мотивации, а по среднему значению определяют доминирующий тип мотивации: социальной или познавательной.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2016. – 49 с.
2. Карпова Е.В. Специфика взаимосвязи внеучебных мотивов с мотивацией учебной деятельности / Е.В. Карпова // Психологические науки. – 2015. - №2. – С.120-124.
3. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2016. – 581 с.
4. Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Г.Н. Казанцевой). – URL: https://ujitel.jimdofree.com/ (дата обращения 27.11.2021)
5. Мотивация учебной деятельности (разработка Домбровской И.С.) - URL: http://www.psihologu.info (дата обращения 27.11.2021)